Определение истины. Абсолютная истина и абсолютное в истине

Представляет собой некое знание, объективно отражающее свойства воспринимаемого объекта. - это одна из двух разновидностей истин. Она представляет собой адекватную информацию, относительно соответствующую объекту.

Отличие относительной истины от абсолютной

Как уже было сказано, истина может быть истина представляет собой некий недостижимый идеал; это абсолютное знание об объекте, в полной мере отражающее его объективные свойства. Конечно, наш разум не настолько всемогущ, чтобы познать абсолютную истину, поэтому она и считается недостижимой. В реальности наше знание об объекте не может полностью совпадать с ним. Абсолютная истина чаще рассматривается в связи с самим процессом научного познания, характеризующим от низших ступеней познания к высшим. Относительная истина - это некое знание, которое воспроизводит информацию о мире не в полной мере. Основные характеристики относительной истины - это неполнота знания и его приближенность.

Чем обоснована относительность истины?

Относительная истина представляет собой знание, полученное человеком при помощи ограниченных средств познания. Человек стеснен в своих знаниях, он может познать лишь часть реальности. С этим и связано то, что вся постигаемая человеком истина относительна. Кроме того, истина всегда относительна, когда знания находятся в руках людей. В процесс получения истинного знания всегда вмешивается субъективизм, столкновение различных мнений исследователей. В процессе получения знания всегда происходит столкновение объективного мира с субъективным. В связи с этим на первый план выступает такое понятие как заблуждение.

Заблуждения и относительная истина

Относительная истина - это всегда неполное знание об объекте, смешиваемое к тому же с субъективными характеристиками. Заблуждение изначально всегда принимается за истинное знание, хотя не имеет никакого соответствия реальности. Хотя заблуждение и отражает односторонне какие-то моменты относительная истина и заблуждение - это вовсе не одно и то же. Заблуждения часто входят в некоторые научные теории (относительные истины). Они не могут называться полностью ложными идеями, поскольку содержат некие нити реальности. Потому их и принимают за истинные. Зачастую в состав относительной истины входят некие фиктивные объекты, поскольку они содержат свойства объективного мира. Таким образом, относительная истина - это не заблуждение, но оно может входить в ее состав.

Заключение

По сути, все знания, которыми располагает человек на данный момент и считает истинными, являются относительными, так как отражают реальность лишь приближенно. В состав относительной истины может входить фиктивный объект, свойства которого не соответствуют реальности, но имеющий некое объективное отражение, что заставляет считать его истинным. Такое происходит в результате столкновения объективного познаваемого мира с субъективными характеристиками познающего. Человек как исследователь имеет весьма ограниченные средства познания.

Истина - отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания.

Можно сделать множество примеров для того, чтобы на практитке было легче понять, что же такое истина. Я приведу лёгкий и часто применяемый пример: ребёнок сидит за столом и завтракает. Ему захотелось взять конфету, и он потянулся к вазе, а локтем зацепил чашку, стоящую на краю стола. Чашка упала и разбилась. Входит мама, видит разбитую чашку и спрашивает, кто её разбил. Ребёнок отвечает, что он не разбивал. Мама утверждает, что разбить чашку мог только он. Столкнулись две правды: ребёнок прав, потому что он не разбивал чашку и даже к ней не прикасался; мама права, потому что кроме ребёнка чашку никто разбить не мог. А истина заключается в том, что чашка была разбита случайно, её никто не разбивал специально.

Сделаю вывод, что мы не всегда можем связать воедино причину и следствие, что и становиться результатом того, что у людей разные истины и происходит недопонимания.

Виды истин

Говоря об истине и давая ей определения, мы не должны забывать, что истина была разделена на несколько видов. Зная и и понимая эти различия нам легче будет в постижении истины.

Абсолютная истина

Абсолютная истина -- источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину. В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эта проблема преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается человеку, поскольку признается личностность последней (абсолютная истина есть Бог). Другого адекватного решения вопроса об абсолютной истине философия предложить не смогла, т.к. философские системы ограничены по вышеуказанной причине ограниченности создавшего их человеческого разума, и создаваемые ими категории, претендующие на название "абсолютная истина", отрицают сами себя (кстати, в диалектическом развитии), что в приводит к нигилизму. Последний в общих чертах сводится к утверждению, что "всякая истина относительна", которое тоже характеризуется самоотрицанием, поскольку носит характер абсолютный.

Есть такое стихотворение "Что есть истина?". Оно ходило в рукописях в среде гонимых христиан СССР. Описывает Пилата, который спрашивает Иисуса: "Что есть истина?" и не выслушав ответ тут же разворачивается и уходит к толпе.

«Веками слышится вопрос:

Скажите, что есть истина?

Я - Истина, - сказал Христос,

И это слово истинно!

Раз шел в претории допрос,

Народ кричал неистово.

Глас слышит Мой, - сказал Христос, -

Тот, кто есть сам от Истины.

Такой ответ как будто прост,

Пилат в нем видит искренность,

И все же задает вопрос:

А что такое истина?

Так, глядя Истине в глаза,

Мы гоним ее истово,

Забыв, что Сам Христос сказал:

Я - Путь и Жизнь и Истина!»

Иисус сделал переворот, указав что истина это не "что", а "кто". Истина - живая. Пилату это в голову не приходило...

Тут, я думаю, можно сделать один из выводов, что в глазах, понятиях человека всегда истина будет разной пока у нас разная информация и разные знания, разные ценности и чувства.

Относительная истина

Относительная истина -- философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины -- релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» -абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью,- относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.

Объективная истина

Объективная истина -- это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.

Рассмотрев три вида истины, я понимаю, что в философии концентрируются на абсолютную и относительную истину. Следующие же рассуждения будут о том как эти истины трактуюся в философии подробно и как они возникали.


Истинность мысли или представления основывается на том, насколько они соответствуют объективной реальности, насколько они соответствуют практике.
«Эта веревка не выдержит 16 кг., - Нет, выдержит...» сколько бы мы ни спорили, мы узнаем, чье мнение наиболее соответствует истине только после того, как подвесим на веревку гирю и попытаемся поднять.
Философия выделяет конкретную и абстрактную, относительную и абсолютную истину. Относительная истина – это неполное, часто даже неточное знание о предмете или явлении. Обычно оно соответствует определенному уровню развитию общества, той инструментальной и исследовательской базе, которой оно располагает. Относительная истина – также момент нашего ограниченного познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний, это знание, которое зависит от истирических условий, времени места его получения.
Любая истина, любое знание, которым мы пользуемся в практике – относительно. Любой, самый простой предмет обладает бесконечным многообразием свойств, бесконечным количеством взаимосвязей.
Возьмем наш пример. Веревка выдерживает гирю, на которой стоит штамп «16 килограмм». Это – относительная истина, отражающая одно, но не главное и отнюдь неединственное свойство веревки. Из какого материала она сделана? Каков химический состав этого материала? Кто, когда и где произвел этот материал? Как еще этот материал можно использовать? Можно сформулировать сотни вопросов об этом простом предмете, но, даже ответив на них, мы не будем знать о нем ВСЕ.
Относительная истина – истинна, до тех пор пока она отвечает практическим потребностям человека. Для человека долгое время был истиной постулат о плоской Земле, и о вращающемся вокруг нее Солнце, но только до тех пор, пока это представление отвечало потребностям в навигации кораблей, который при плавания не покидали из вида берега.
Кроме того, относительная истина должна соответствовать потребностям человека. Первобытному гончару не нужно было знать в градусах температуру обжига глины – он успешно определял ее на глазок, хирургу совсем не нужно знать число родственников у пациента, а учителю – размер обуви у ученика.
Абсолютная истина – это адекватное отражение субъектом, который познает, познаваемого объекта, представление его тем, что он есть на самом деле, независимо от уровня познания человека и его мнения об этом объекте. Тут сразу возникает противоречие – любое человеческое знание не может быть независимо от человека, именно потому что оно человеческое. Абсолютная истина – это также понимание бесконечности мира, пределов, к которым стремится человеческое знание. Понятием «бесконечность» легко оперируют математики и физики, но представить, увидеть бесконечность не дано человеческому разуму. Абсолютная истина, также – это исчерпывающее, достоверное, проверенное знание, которое не может быть опровергнуто. Долгое время в основе миропонимания было понятие неделимости атома. Само слово переводится как «неделимый». Мы сегодня не может быть уверены в том, что завтра не будет отвергнута любая, кажущаяся сегодня бесспорной истина.
Главное отличие относительной и абсолютной истины – в полноте и адекватности отражения действительности. Истина всегда относительна и конкретна. «У человека сердце с левой стороны груди» - это относительная истина, - у человека есть еще множество свойств и органов, но не конкретная, то есть не может быть универсальной истиной – есть люди, у которых сердце расположено справа. 2+2 – это истина в арифметике, но два человека + два человека может быть командой, бандой, или равняться числу больше 4, если это две супружеские пары. 2 единицы веса + 2 единицы веса урана может означать не 4 единицы веса, а ядерную реакцию. Математика и физика, да и любые точные науки пользуются абстрактными истинами. «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов», и неважно, где нарисован треугольник – на земле или на теле человека, какого он цвета, величины, и пр.
Даже, казалось бы, абсолютные моральные истины зачастую оказываются относительными. Уж насколько общепризнанна истина о необходимости уважения к родителям, - от библейских заповедей до всей мировой литературы, но когда Миклухо-Маклай пытался переубедить съедавших своих родителей диких островитян Океании, что это недопустимо, они привели ему неоспоримый с их точки зрения довод; «Лучше мы съедим их и поддержим свою жизнь, и жизнь своих детей, чем их съедят черви». Я не говорю о таком моральном императиве, как уважение к жизни другого человека, о котором полностью забывают вовремя войны, более того, он вырождается в свою противоположность.
Человеческое познание – это бесконечный процесс движения от относительной истины к абсолютной. На каждом этапе истина, будучи относительной, все-таки остается истинной – она отвечает потребностям человека, уровню развития его инструментария и производства в целом, не противоречит той реальности, которую он наблюдает. Вот когда наступает это противоречие объективной реальности – начинаются поиски новой истины, боле приближенной к абсолютной. В каждой относительной истине есть частичка абсолютной – представление о том, что Земля плоская, позволяло рисовать карты и совершать длительные путешествия. С развитием познания доля абсолютной истины в относительной увеличивается, но никогда не достигнет 100%. Многие считают, что абсолютная истина – Откровение, ей обладает только Всезнающий и Всемогущий Бог.
Попытки возведения относительной истины в ранг абсолютной – это всегда запрет на свободу мысли и даже на конкретные научные исследования, подобно тому как в СССР была запрещена кибернетика и генетика, подобно тому как церковь в свое время осуждала любой научный поиск и опровергала любое открытие потому что в Библии и так уже содержится абсолютная истина. Когда были обнаружены кратеры на Луне, один из идеологов церкви просто заявил по этому поводу: «Об этом в Библии не написано, следовательно, этого быть не может».
Вообще, возведение относительной истины в абсолютную характерно для диктаторских авторитарных режимов, которые всегда тормозили развитие науки, а также для любой религии. Человек не должен искать истину – все сказано в Священном писании. Любому предмету или явлению есть исчерпывающее объяснение – «Это так, потому что так сотворил (возжелал) Господь. В свое время Клайв Льюис хорошо сформулировал это: «Если хочешь все знать – обратись к Богу, если тебе интересно познавать – обратись к науке».
Понимание относительности любой истины не разочаровывает в познании, а стимулирует исследователей на поиски.

Для того чтобы понять, существует ли абсолютная / универсальная истина, нам следует начать с определения истины. Согласно словарю, истина определяется как «соответствие действительности; заявление, доказанное или принимаемое как правда». Некоторые люди утверждают, что истинной реальности нет – лишь субъективные взгляды и суждения. Другие утверждают, что абсолютная реальность или истина должна существовать.

Сторонники одной точки зрения утверждают, что абсолютов, определяющих реальность, нет. Они считают, что всё является относительным, и, таким образом, фактической реальности не может существовать. Из-за этого, в конечном счете, нет никаких моральных абсолютов, никакого авторитета, на основании которых можно было бы принимать решения о том, что является положительным, а что – отрицательным, правильным или неправильным. Это мнение ведёт к «ситуативной этике» – убеждению, что «правильность» или «неправильность» зависит от ситуации. В таком случае, правильным будет считаться то, что кажется правильным в определённый момент или в определённой ситуации. Этого рода этика ведет к такой ментальности и к такому образу жизни, в которых правильным является то, что приятно или удобно, а это, в свою очередь, оказывает разрушительное воздействие на общество и отдельных лиц. Это – постмодернизм, создающий общество, в котором все ценности, убеждения, образ жизни и истина абсолютно равнозначны.

Иная точка зрения предполагает, что абсолютная реальность или стандарты, определяющие то, что справедливо, а что – нет, существуют на самом деле. Таким образом, в зависимости от этих абсолютных стандартов, действия могут быть определены как правильные или неправильные. Если б не существовало ни абсолютов, ни реальности, воцарился бы хаос. Возьмем, к примеру, закон притяжения. Если б он не был абсолютным, то можно было бы сделать один шаг, и оказаться высоко в воздухе, а в следующий раз вы бы даже не смогли сдвинуться с места. Если бы 2+2 не всегда равнялось четырем, это привело бы к разрушительным последствиям для цивилизации. Законы науки и физики были бы лишены смысла, коммерческая деятельность была бы невозможна. Что это был бы за беспорядок! К счастью, два плюс два всегда равно четырём. Абсолютная истина существует, и её можно найти и понять.

Заявление о том, что абсолютной истины не существует, является нелогичным. Тем не менее, сегодня многие люди поддерживают культурный релятивизм, отрицающий любой тип абсолютной истины. Людей, которые утверждают, что абсолютной истины нет, следует спрашивать: «Вы абсолютно уверены в этом?». Ответив «да», они сделают абсолютное заявление, которое предполагает существование абсолютов. То есть, по сути, заявление об отсутствии абсолютной истины само по себе является абсолютной истиной.

Кроме проблемы внутреннего противоречия, существует ещё несколько логических проблем, которые следует решить, чтобы поверить в отсутствие абсолютной или универсальной истины. Одна заключается в том, что люди имеют ограниченные знания и умственные способности и, соответственно, не могут делать абсолютных отрицательных заявлений. Согласно логике, человек не может сказать: «Бога нет» (хотя многие именно так и говорят) – чтоб утверждать это он должен владеть абсолютными познаниями обо всей Вселенной, от начала до конца. Так как это невозможно, наиболее логичной формулировкой была бы следующая: «Основываясь на ограниченных знаниях, которыми я владею, я не считаю, что Бог существует».

Иная проблема состоит в том, что отказ от абсолютной истины не выдерживает того, что подсказывает нам наша собственная совесть, наш опыт, и то, что мы наблюдаем в реальном мире. Если абсолютной истины не существует, то, в конечном итоге, нет ничего правильного или неправильного. Если что-то правильно для меня, это еще не значит, что оно будет также правильно и для вас. Хотя при поверхностном рассмотрении этот тип релятивизма кажется весьма привлекательным, предоставляя каждому человеку возможность устанавливать свои правила в жизни и делать то, что, по его мнению, является правильным. Тем не менее, рано или поздно правила одного человека начнут конфликтовать с правилами другого. Представьте, что случится, если я решу, что могу игнорировать сигналы светофоров, даже если они – красные? Этим я подвергаю опасности жизни многих людей. Или, возможно, я решу, что имею право обворовать вас, в то время как вы будете считать это абсолютно неприемлемым. Если не будет абсолютной истины, абсолютных стандартов того, что правильно, а что – нет, и всё будет относительным, тогда мы никогда не сможем быть уверенными в чем-либо. Люди будут делать то, что им заблагорассудится – убивать, насиловать, воровать, обманывать, жульничать и так далее, и никто не сможет сказать, что это неправильно. Не будет ни правительства, ни законов, ни справедливости, потому что большинство людей не будет иметь права избирать и учреждать стандарты для меньшинства. Мир без стандартов будет самым страшным местом, которое только можно себе вообразить.

С духовной точки зрения этот тип релятивизма приводит к религиозному беспорядку, предполагающему, что не существует ни одной верной религии, и нет правильного пути для установления близких отношений с Богом. Именно поэтому сегодня нередко встречаются люди, одновременно верящие в две диаметрально противоположные религии. Люди, которые не верят в абсолютную истину, следуют универсализму, учащему, что все религии равны, и все они ведут к небу. К тому же, люди, которые предпочитают это мировоззрение, будут решительно выступать против христиан, которые верят Библии, когда она говорит о том, что Иисус – «путь и истина и жизнь», и что Он является наивысшим проявлением истины и единственным путем в небеса (Иоанна 14:6).

Терпимость стала единой ключевой ценностью общества, единой абсолютной истиной, и, следовательно, нетерпимость является единым злом. Любое догматическое убеждение – особенно убеждение в существовании абсолютной истины – рассматривается как нетерпимость, абсолютный грех. Отрицающие истину часто говорят, что хорошо верить тому, чему вы хотите, до тех пор, пока вы не попытаетесь навязать свои убеждения другим. Но это мнение является убеждением о том, что является правильным и неправильным, и его сторонники совершенно определённо делают попытки навязать его другим, тем самым нарушая отстаиваемые ими принципы. Они просто не хотят нести ответственности за свои действия. Если есть абсолютная истина, то существуют и абсолютные стандарты, и тогда мы несём ответственность соответственно с ними. Эта ответственность является тем, чего люди на самом деле пытаются избежать, отвергая существование абсолютной истины.

Отказ от абсолютной истины и всеобщий культурный релятивизм, исходящий от него, является логическим для общества, которое следует теории эволюции в качестве объяснения возникновения жизни. Если эволюция является правдой, то жизнь не имеет смысла, у нас нет цели, и не может быть ничего абсолютно правильного или неправильного. Человек имеет право жить, как ему заблагорассудится, и не обязан отвечать перед кем-либо за свои действия. И, тем не менее, независимо от того, как далеко греховный человек готов зайти в отрицании существования Бога и Его правды, он всё равно когда-нибудь предстанет перед Его судом. Библия говорит: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» (Римлянам 1:18-22).

Есть ли какие-нибудь доказательства существования абсолютной истины? Во-первых, свидетельства о существовании абсолютной истины проявляются в нашем сознании. Наша совесть подсказывает нам, что мир должен быть построен «определенным образом», что определённые вещи являются правильными, а другие – нет. Это помогает нам понять, что что-то не так со страданиями, голодом, изнасилованиями, болью и злом. Она заставляет нас осознать, что есть любовь, благородство, сострадание и мир, к которым мы должны стремиться. Это относится ко всем людям, жившим во все времена, независимо от их культуры. О роли человеческого сознания говорится в Послании к Римлянам 2:14-16: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, – в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа».

Второе доказательство существования абсолютной истины содержится в науке. Наука – это стремление к знаниям, это исследование того, что мы знаем, и попытки знать больше. Поэтому все научные исследования должны обязательно быть основаны на убеждённости в том, что в окружающем нас мире существует объективная реальность. Что можно было бы исследовать без абсолютов? Как можно было бы узнать, что сделанные выводы верны? На самом деле, законы науки должны быть основаны на существовании абсолютной истины.

Третьим доказательством существования абсолютной истины является религия. Все религии мира стремятся передать смысл и определение жизни. Они рождаются из того факта, что человечество стремится к чему то большему, чем просто существованию. При помощи религии люди ищут Бога, ищут надежду на будущее, прощение грехов, мир и ответы на наши самые глубокие вопросы. Религия воистину является доказательством того, что человечество – это не просто развитой вид животных. Это свидетельствует о более высокой цели, а также о существовании целеустремленного творца, который вложил в разум человека желание познать его. И если творец существует на самом деле, то он является стандартом для абсолютной истины, и именно на его авторитете основана эта истина.

К счастью, у нас есть такой Творец, и Он открыл Свою истину через Его Слово – Библию. Если мы хотим знать истину, единственный способ сделать это – через личные отношения с Тем, Кто является Истиной – Иисус Христос. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, кроме как через Меня» (Иоанна 14:6). Тот факт, что абсолютная истина существует, указывает нам на то, что существует Господь Бог, Который создал небо и землю и открыл нам Себя, чтобы мы могли познавать Его лично через Его Сына Иисуса Христа. Это – абсолютная истина.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Понятие истины - сложно и противоречиво. У разных философов, в разных религиях оно свое. Первое определение истины дал Аристотель, и оно стало общепринятым: истина - это единство мышления и бытия. Расшифрую: если ты о чем-то думаешь, и твои мысли соответствуют действительности, то это истина.

В повседневной жизни истина - это синоним правды. «Истина в вине», - говорил Плиний Старший, подразумевая, что под влиянием определенного количества вина человек начинает говорить правду. На самом деле эти понятия несколько различаются. Истина и правда - обе отражают реальность, но истина - это больше логическое понятие, а правда - чувственное. Сейчас наступает момент гордости за наш родной русский язык. В большинстве европейских стран эти два понятия не различают, у них это одно слово («truth», «vérité», «wahrheit»). Откроем Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля: «Истина - … все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть; … правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота». Итак, можно сделать вывод, что правда - это нравственно ценная истина («Мы победим, с нами правда»).

Теории истины.

Как уже говорилось, теорий множество, в зависимости от философских школ и религий. Рассмотрим основные теории истины :

  1. Эмпирическая : истина - это все знание, основанное на накопленном опыте человечества. Автор - Френсис Бэкон.
  2. Сенсуалистическая (Юм): истину можно познать только сенситивно, ощущением, восприятием, созерцанием.
  3. Рационалистическая (Декарт): вся истина уже заключена в разуме человека, откуда ее надо извлекать.
  4. Агностическая (Кант): истина неопознаваема сама по себе («вещь в себе»).
  5. Скептическая (Монтень): ничто не истинно, человек не способен на получение сколько-нибудь достоверных знаний о мире.

Критерии истины.

Критерии истины - это те параметры, которые помогают отличить истину от лжи или заблуждения.

  1. Соответствие логическим законам.
  2. Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.
  3. Простота, общедоступность формулировки.
  4. Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.
  5. Парадоксальность.
  6. Практика.

В современном мире практика (как совокупность накопленного поколениями опыта, результаты различных экспериментов и результаты материального производства) - первый по значимости критерий истины.

Виды истины.

Виды истины - классификация, изобретенная некоторыми авторами школьных учебников по философии, основанная на их желании все классифицировать, разложить по полочкам и сделать общедоступным. Это мое личное, субъективное мнение, появившееся после изучения множества источников. Истина одна. Разбивать на виды ее - глупо, и противоречит теории любой философской школы или религиозного учения. Однако у истины есть разные аспекты (то, что некоторые рассматривают как «виды»). Вот их и рассмотрим.

Аспекты истины.

Открываем практически любой сайт-шпаргалку, созданный для помощи сдачи ЕГЭ по философии, обществознанию в разделе «Истина», и что мы увидим? Выделятся три основных аспекта истины: объективная (та, что не зависит от человека), абсолютная (доказанная наукой , либо аксиома) и относительная (истина только с одной какой-либо стороны). Определения верны, но рассмотрение этих аспектов - крайне поверхностное. Если не сказать - дилетантское.

Я бы выделил (основываясь на идеях Канта и Декарта, философии и религии и т.д.) четыре аспекта. Эти аспекты следует разделить по двум категориям, не сбрасывать все в одну кучу. Итак:

  1. Критерии субъективности-объективности.

Объективная истина объективна по своей сути и не зависит от человека: Луна вращается вокруг Земли, и на этот факт мы не можем повлиять, но можем сделать объектом исследования.

Субъективная истина зависит от субъекта, то есть мы исследуем Луну и являемся субъектом, но если бы нас не было, то не было бы ни субъективной истины, ни объективной. Эта истина, напрямую зависящая от объективной.

Субъект и объект истины взаимосвязаны. Выходит, что субъективность и объективность - это грани одной и той же истины.

  1. Критерии абсолютности-относительности.

Абсолютная истина - истина, доказанная наукой и неподлежащая сомнению. Например, молекула состоит из атомов.

Относительная истина - то, что является истиной в определенный период истории или с определенной точки зрения. До конца XIX века атом считался наименьшей неделимой частью вещества, и это было истиной, пока ученые не открыли протоны, нейтроны и электроны. И в этот момент истина изменилась. А потом ученые открыли, что протоны и нейтроны состоят из кварков. Далее, думаю, можно не продолжать. Получается, что относительная истина какой-то период времени была абсолютной. Как убедили нас создатели «Секретных материалов», Истина где-то рядом. И все же где?

Приведу еще один пример. Увидев фотографию пирамиды Хеопса со спутника под определенным углом, можно утверждать, что это квадрат. А фото сделанное под определенным углом с поверхности Земли, убедит, что это треугольник. На самом же деле - это пирамида. Но с точки зрения двумерной геометрии (планиметрии), первые два утверждения - истина.

Таким образом, получается, что абсолютная и относительная истина так же взаимосвязаны, как и субъективная-объективная . Наконец-то, мы можем сделать вывод. У истины нет видов, она одна, но у нее есть аспекты, то есть то, что является истиной под разными углами рассмотрения.

Истина - сложное понятие, которое при этом остается единым и неделимым. И изучение, и осмысление этого термина на данном этапе человеком еще не завершено.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!