Международное правотворчество. Процесс создания норм международного права. Понятие и виды международных норм. Кодификация международного права. Кодификации международного права Официальная кодификация международного права реализуется в форме

право международный кодификация

Кодификация является обязательной стадией правотворчества в любой правовой системе, способствуя ее совершенствованию и прогрессивному развитию.

Под кодификацией в международном праве понимается сложный правотворческий процесс, включающий несколько стадий:

  • 1) выявление действующих обычных и договорных норм по вопросу, подлежащему кодификации;
  • 2) ревизия и пересмотр устаревших норм;
  • 3) разработка новых норм и принципов с учетом реалий и потребностей международных отношений;
  • 4) закрепление всего комплекса норм и принципов в согласованном государствами международно-правовом документе: договоре (конвенции) либо в декларации, общем акте, руководстве по практике. Васильева Л.А. Международное публичное право: курс интенсивной подготовки / Л.А. Васильева, О.А. Бакиновская. - Минск: ТетраСистем, 2009.

Кодификация международного права в современном понимании этого процесса стала осуществляться после Второй мировой войны в рамках международных межправительственных организаций - универсальных и региональных, созданных в этот период. Это привело к использованию в международной практике двух форм кодификационной деятельности: официальной к неофициальной.

Официальная кодификация в настоящее время осуществляется в рамках международных межправительственных конференций и организаций, обладающих нормотворческой функцией (например, ООН, ИКАО, МОТ, ИМО, ЮНЕСКО, СЕ, СНГ, Африканский союз, ОАГ и др.).

Неофициальная кодификация проводится в рамках неправительственных организаций и научных учреждений (например, Институт международного права, Ассоциация международного права), неправительственными правозащитными организациями.

Среди международных межправительственных организаций, занимающихся кодификационной деятельностью, первостепенная роль в кодификации норм общего международного права принадлежит Организации Объединенных Наций, в силу универсальности ее нормотворческой функции, регулирующей сотрудничество государств во всех областях. Уставом ООН Генеральной Ассамблее (далее - ГА ООН) (один из главных органов ООН) предоставлены полномочия по организации исследований и даче рекомендаций в целях содействия и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13). Такая регламентация компетенции ГА ООН вызывала оживленные дискуссии в доктрине относительно того, что означают выражения «прогрессивное развитие международного права» и «кодификация международного права» и считать ли прогрессивное развитие международного права и кодификацию автономными или взаимосвязанными элементами единого кодификационного процесса.

Спор в дальнейшем был разрешен трактовкой указанных терминов в Положении о Комиссии международного права ООН (далее - КМП ООН) 1947 г. - главном кодифицирующим органе ООН. В Положении указывалось, что выражение «прогрессивное развитие международного права» означает подготовку проектов конвенций по вопросам, которые еще не регулируются международным правом либо не"имеют достаточной практики государств; выражение «кодификация» употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации международного права в тех областях, где имеется обширная государственная практика, доктрина и прецеденты (ст. 15). Очевидно, что при такой трактовке кодификация и прогрессивное развитие международного права выступают как обязательные элементы кодификационного процесса, тесно взаимосвязанные друг с другом, что было подтверждено работой самой КМП ООН и других кодификационных органов.

Структурно кодификационный механизм ООН включает:

  • - главные органы ООН: ГА ООН, Экономический и Социальный Совет ООН (далее - ЭКОСОС);
  • - специальные кодификационные органы, действующие на постоянной основе: КМП ООН, Комиссия по правам человека, Комитет по мирному использованию атомной энергии;
  • - временные кодификационные органы ad hoc, учрежденные для разработки проекта конкретной конвенции (например, Специальный комитет по разработке Конвенции против транснациональной организованной преступности). Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. Минск: Амалфея, 2010.

Центральное место среди перечисленных органов занимает КМП ООН, вспомогательный орган ГА ООН, учрежденный ею в 1947 г. для разработки проектов универсальных конвенций или иных кодификационных документов с целью кодификации и прогрессивного развития международного права. КМП ООН состоит из 34 членов, избираемых ГА ООН из числа кандидатов, представленных государствами - членами ООН, сроком на пять лет. Основное требование к кандидатам - быть признанным авторитетом в области международного права. В составе

КМП ООН не может быть двух граждан одного государства. Члены КМП ООН не являются представителями государств, а выступают ь своем личном качестве.

При формировании КМП ООН соблюдается критерий «обеспечения представительства всех главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира» (ст. 8). Выполнение данного условия приводит к постепенному расширению состава КМП ООН: от 15 членов в первые годы деятельности до 34 членов в настоящее время.

Универсальность состава КМП ООН, представляющего все регионы земного шара, можно проиллюстрировать на примере ее состава на 2002 г. Европейский регион представлен 9 юристами (Англия, Испания, Германия, Франция, Финляндия, Польша, Словакия, Российская Федерация, Португалия); американский регион - 7 (США, Венесуэла, Мексика, Коста-Рика, Уругвай, Аргентина); африканский регион -- 7 (Южная Африка, Гана, Камерун, Уганда, Мозамбик, Танзания); арабский регион - 4 (Сирия, Катар, Тунис, Бахрейн); азиатский регион - 5 (Китай, Япония, Иран, Корея, Индия).

Темы для кодификации после проведения определенных исследований предлагаются Комиссией международного права ООН и окончательно утверждаются резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН. На 2003-2006 гг. в программу кодификационной работы КМП ООН включены следующие темы: оговорки к международным договорам, дипломатическая защита, односторонние акты государств, ответственность международных организаций, международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом, фрагментация международного права, общие природные ресурсы.

При определении тем, подлежащих кодификации, КМП ООН и ГА ООН (Шестой комитет) руководствуются следующими критериями:

  • а) актуальность для международного сотрудничества;
  • б) наличие обширной практики государств, судебных прецедентов и доктрины международного права;
  • в) имеющиеся доктринальные разногласия.

Различная судебная, законодательная и договорная практика государств не исключает возможности согласования позиций государств, достижения компромисса, а следовательно, и получения их одобрения кодификационного проекта. Значимость указанных критериев при определении тем для кодификации можно проиллюстрировать на примере работы исследовательской группы, созданной КМП ООН в 2002 г. для определения вопросов, подлежащих кодификации в рамках общей темы «Фрагментация международного права».

Обосновывая необходимость включения в кодификационную программу вопроса о функции и применении норм lex specialis (специальные нормы), исследовательская группа в своем докладе приводила такие аргументы: норма lex specialis является одним из аспектов юридической аргументации, тесно связанной с идеей международного права как правовой системы; принцип, согласно которому специальное право есть отступление от общего права, является традиционной и общепринятой максимой правового толкования и методом разрешения коллизий между нормами; существует обширное прецедентное право, основанное на использовании принципа lex specialis. Оно широко используется как в рамках одного документа, так и для определения соотносимости договорной и обычной нормы, либо двух недоговорных норм в практике как государств, так и международных организаций; указанный принцип «не только наилучшим образом отражает требования контекста договора, но и наилучшим образом отражает намерения тех, кто должен выполнять обязательства в соответствии с этим принципом».

Кодификационный процесс начинается с назначения Специального докладчика и формирования рабочей группы из членов КМП ООН для оказания помощи Специальному докладчику в подготовке первоначального текста Проекта статей по кодифицируемой теме. КМП ООН разрабатывается вопросник, рассылаемый через Секретариат ООН государствам-членам с целью выяснения, какова законодательная, судебная и договорная практика по вопросу, являющемуся объектом кодификации. Получив такие материалы, Специальный докладчик с учетом доктринальных подходов готовит первоначальный Проект статей и представляет его на обсуждение членов КМП ООН.

Ежегодно КМП ООН представляет доклад о своей работе ГА ООН, включающий подготовленные проекты статей с комментариями, содержащими:

  • а) ссылки на прецеденты, договоры, судебные решения и доктрину;
  • б) выводы относительно степени согласия по каждому аспекту доктрины и практики государств, возникших при обсуждении «разногласий, а также аргументов в пользу того или иного решения (ст. 20).

Подготовленные КМП ООН проекты отсылаются Секретариатом для замечаний шестому комитету ГА ООН и государствам. Спецдокладчик и рабочая группа учитывают их при дальнейшей работе над подготовкой Проекта статей и представляют вновь на рассмотрение КМП ООН. Кроме того, отдельные государства, международные межправительственные и неправительственные организации по своей инициативе могут заниматься разработкой проектов статей, которые через Секретариат ООН представляются КМП ООН, решающей по своему усмотрению вопрос о возможности их использования в качестве вспомогательного материала.

Обширность материала, который приходится рассматривать и обобщать Спецдокладчику и членам КМП ООН, несходство позиций государств свидетельствует о сложности процесса кодификации международного права и обусловливает его затяжной, длительный характер. Так, процесс разработки Проекта статей об ответственности государств длился 45 лет с 1956 г. по 2001 г., при этом сменилось 12 специальных докладчиков, что во многом объяснялось доктринальными разногласиями и обширной разнообразной практикой государств. Международное право: учеб. Для вузов по специальности и направлению «Юриспруденция» / Н.Г. Беляев - 2-е изд., изм. и доп. - Млсква: Норма: Изд. Дом «Инфра-М», 2002.

Итогом работы КМП ООН является подготовка окончательного Проекта статей, который затем предлагается ГА ООН для вынесения резолюции об одобрении и рекомендации государствам-членам «с целью заключения конвенции» (например, Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 56/ 589 от 12 декабря 2001 г. приняла к сведению Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, а затем предложила их государствам в качестве проекта для заключения будущей конвенции либо, созвав конференцию, для доработки заключения конвенции (ст. 25).

Большинство проектов статей, подготовленных в рамках КМП ООН, рекомендовались ею для окончательной доработки и принятия на международной конференции, созываемой на основе резолюции ГА ООН. Таковы были Венские конвенции по праву международных договоров 1969 г. и 1986 г.; Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.; Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.; Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Кроме того, ГА ООН может не одобрить Проект статей, представленный КМП ООН, и вернуть ей для доработки и окончательной редакции (ст. 23). Так случилось с Проектом Конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, которая в 2001 г. была отправлена ГА ООН на доработку в КМП ООН и в 2004 г. Конвенция была принята ГА ООН.

Наиболее успешным результатом кодификационной работы КМП ООН является разработка кодифицирующей конвенции. Однако КМП ООН, с учетом наличия разнообразной практики по кодифицируемому вопросу, может прийти к выводу о необходимости ограничиться только выработкой Проекта статей в форме Руководства для государств по данному вопросу. Таково было решение КМП ООН относительно юридической формы Проекта статей по теме «Оговорки к международному договору». Комиссия международного права ООН единогласно, с одобрения Генеральной Ассамблеи ООН, выраженного в ее резолюциях 48/31 и 49/51, пришла к решению не вносить изменения в соответствующие положения Венских конвенций 1969, 1978, 1986 гг., касающихся оговорок, а разрабатывать проект Руководства по практике, который не будет «сводом императивных норм, а будет являться кодексом рекомендованной практики, цель которого состоит в побуждении государств к пересмотру своих оговорок к договорам для определения их актуальности в рамках развития внутреннего права государств». Лукашук, И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе / И.И. Лукашук. - М.: Спарк, 1997.

Классификация норм современного международного права. Основные виды норм современного международного права. Кодификация норм современного международного права. Основные функции кодификации норм современного международного права. Основные способы кодификации норм современного международного права. Официальная и неофициальная кодификация современного международного права.

Классификация норм современного международного права в первую очередь имеет теоритическое (научное) значение. Практическая значимость классификации международно-правовых норм в основном связана с задачей обучения и подготовки квалифицированных специалистов в области юриспруденции.

Существует значительное число отличных друг от друга оснований для научно обоснованной классификации юридических норм современного международного права.

Необходимо отметить, что классификация норм в международном праве производится по существенным основаниям, что позволяет специалистам выявлять существенные сходства и различия между имеющими научное и правовое значение категориями современного международного права.

При этом, не вызывает сомнения тот факт, что любая классификация практически в любой современной науке (а не только в международном праве) является результатом некоторой «примитивизации» восприятия рассматриваемых категорий, что приводит к «стиранию» в незначительной степени наиболее тонких смысловых «граней» между рассматриваемыми категориями (в незначительной - при профессиональном подходе классификатора).

Дело в том, что данные категории не могут быть в абсолютной степени свободны от элементов условности и относительности.

Нормы современного международного права подразделяются:

  • 1. По количеству участников регулируемых нормами международно-правовых отношений:
  • 1) на международно-правовые нормы, заключенные двумя субъектами международного права;
  • 2) на нормы, заключенные тремя и более субъектами международного права.
  • 2. По сфере правового действия международно-правовых норм:
  • 1) на международно-правовые нормы универсального характера;
  • 2) на международно-правовые нормы локального характера.
  • 3. По юридической силе международно-правовых норм:
  • 1) на неотменяемые (даже при изменении политической конъюнктуры) императивные международно-правовые нормы, которые обязывают субъектов международно-правовых отношений к каким-либо действиям (например, к действиям, которые данные субъекты обязались выполнять в соответствии с положениями таких норм). Так, для государств - членов Организации Объединенных Наций (ООН) содержащиеся в Уставе ООН обязательства имеют преимущественную силу перед любыми другими обязательствами, принятыми ими на себя по какому-либо иному международно-правовому договору (ст. 103 Устава ООН);
  • 2) на произвольно изменяемые (по воле субъектов международного права и/или в зависимости от различных обстоятельств) диспозитивные международно-правовые нормы.
  • 4. По функциональному назначению международно-правовых

норм в системе современного международного права:

  • 1) на содержащие конкретные правила и конкретные правовые основы политических, социальных и экономических действий и отношений субъектов международного права международно-правовые нормы материального характера;
  • 2) на регулирующие процессы создания системы современного международного права и конкретных международно-правовых норм процессуальные нормы международного права.
  • 5. По происхождению международно-правовых норм, составляющих систему современного международного права:
  • 1) на нормы, создаваемые субъектами современного международного права на основе так называемого молчаливого согласия;
  • 2) на международно-правовые нормы, создаваемые в современном международно-правовом пространстве субъектами современного международного права на основе зафиксированных в письменной форме (в соответствии с требованиями оформления) официальных соглашений;
  • 3) на так называемые вспомогательные нормы международно-правовых отношений, принимаемые различными влиятельными международными межправительственными организациями.

Это связано с тем, что данные нормы, несмотря на свой правовой статус, не возлагают на субъектов международного права по- настоящему жестких и абсолютно конкретизированных обязательств, а лишь предлагают им некие политико-правовые установки, которым субъекты должны стараться следовать в своих конкретных действиях.

То есть эти нормы в своем действии опираются на морально-политическую важность содержащихся в них положений для заключивших их субъектов международного права.

Характерным для таких норм международного права является наличие в тексте нормы выражений и формулировок: «необходимо всеми силами добиваться...», «мы принимаем на себя обязательство стремиться...», «стороны оставляют за собой право принимать необходимые меры в случае...» и т.д.

Кодификация норм современного международного права имеет не только и даже не столько теоритическое, сколько существенное практическое значение, поскольку позволяет существенным и необходимым образом изменять, дополнять и совершенствовать существующую систему современного международного права в целом, конкретные отрасли международного права, образующие всей своей совокупностью упомянутую выше систему, а также отдельные международно-правовые нормы.

По сути, кодификация норм современного международного права - это важнейший способ правотворчества в сфере международных отношений.

Кодификация норм современного международного права (как способ правотворчества в сфере международных отношений) призвана выполнять следующие функции:

  • 1) систематизировать существующие и действующие международно-правовые нормы;
  • 2) устранять противоречия между положениями существующих и действующих международно-правовых норм;
  • 3) восполнять «пробелы» и «лакуны» в существующих и действующих международно-правовых нормах;
  • 4) заменять устаревшие международно-правовые нормы новыми, соответствующими требованиям и задачам текущего момента.

Кодификация правовых норм в современном международном праве на практике осуществляется следующими способами:

  • 1) разработкой и принятием новых международно-правовых норм, а также выработкой новых международно-правовых принципов, осуществляемыми субъектами международноправовых отношений при изменении международно-правовой конъюнктуры и при появлении новых потребностей в правовом регулировании международных отношений;
  • 2) выявлением всех смысловых нюансов и конкретной правовой формулировки существующих международно-правовых норм и принципов, осуществляемым субъектами международноправовых отношений для улучшения существующей правовой базы современных международных отношений;
  • 3) внесением существенных изменений и дополнений; проверкой практической целесообразности существования, а также проверкой реальной эффективности действия международно-правовых норм и принципов, осуществляемыми субъектами международно-правовых отношений для улучшения существующей правовой базы современных международных отношений;
  • 4) разработкой и принятием определенного универсального международно-правового документа (или нескольких документов), в котором (или в которых) были бы отражены все выработанные субъектами определенных международных отношений международно-правовые нормы и принципы.

В качестве итогового результата осуществленной в рамках международного права кодификации у проведших ее субъектов международных отношений появляется ясное представление о действующих в определенной области международных отношений, юридически обязательных для субъектов международного права правилах, неуклонное следование которым - их правовая и политическая обязанность, превращающая любые несоответствующие данным правилам действия субъектов международного общения в отчетливо и осознанно неправомерные.

В качестве важного и влиятельного конкретного инструмента кодификации в современном международном праве выступает образованная Организацией Объединенных Наций (ООН) Комиссия международного права, избираемая Генеральной Ассамблеей ООН сроком на пять лет.

На основе предложений Комиссии международного права был выработан целый ряд важнейших международно-правовых документов, регламентирующих многие серьезнейшие отрасли современного международного права, в частности, определившие правовую базу наиболее значительных вопросов международного морского права Конвенции 1958 г.:

  • 1) «О территориальном море и прилежащей зоне»;
  • 2) «Об открытом море»;
  • 3) «О континентальном шельфе»;
  • 4) «О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря», а также многие другие сверхважные международно-правовые документы.

Любая официальная кодификация современного международного права всегда производится в определенной форме, а именно в форме конкретного международного документа (договора), что отличает официальную кодификацию от неофициальных (последние могут производиться любыми общественными организациями или даже частными лицами, например, учеными-юристами, но официального значения не имеют, а носят исключительно рекомендательный характер).

Необходимо особо отметить, что несмотря на предпринимаемые ООН и некоторыми другими субъектами международного права, как и наиболее активными в международно-правовой сфере общественными организациями (Международным Красным Крестом, Институтом международного права и другими организациями, рекомендации которых принимались субъектами международного общения за основу при осуществлении последними официальной международно-правовой кодификации), серьезные усилия по кодификации и унификации современного международного права, попытки создать единый кодекс современного международного права (к настоящему моменту) не дали какого-либо результата.

Кодификация международного права как вид правотворческой деятельности государств ориентирована на договорное оформле­ние отдельных отраслей международного права.

Установочно понятие «кодификация» по своему смысловому содержанию происходит от двух латинских слов «codex» и «facio», что вместе означает «создание сводного закона в форме кодекса».

В историческом плане первым ученым, кто предложил при­вести свод норм международного права к единому кодексу, был Дж. Бентам (J. Bentam). Именно ему принадлежит авторство са­мого термина «кодификация». Его академический труд под назва­нием «Принципы международного права», где представлены осно­вополагающие теоретические постулаты по выработке кодекса (code) норм международного права, прошел научную редакцию с 1786 по 1789 г., однако был издан уже после кончины автора.

Выступая в качестве особого вида правотворческой деятельно­сти государств в рамках их взаимодействия на мировой арене, кодификация международного права в постановочном плане вы­полняет сразу несколько задач. Во-первых, происходит пересмотр международно-правовых норм, показавших свою устарелость и непригодность. Во-вторых, проводятся мероприятия по выработке

новых международно-правовых норм с принятием во внимание реальных потребностей развития международных отношений. В-третьих, созданные в результате кодификационной работы новые международно-правовые нормы фиксируются в едином упорядоченном режиме в рамках общего многостороннего дого­вора.

Перевод процесса кодификации международного права в фор­му институционно-обустроенного феномена проявляет себя через создание упорядоченной системы подготовки текстов конвенци­онных актов: от представления первоначальных предложений по тематике предстоящей работы до созыва специальной конферен­ции для заключения конвенции. Руководствуясь постановочно выведенной целью - содействовать прогрессивному развитию ме­ждународного права и его кодификации, Комиссия международ­ного права в рамках ее общих полномочий по выбору темы для кодификации принимает предложения, исходящие от Генераль­ной Ассамблеи ООН, по рассмотрению конкретной тематики для предстоящей работы в формате приоритета. Конечный продукт ее работы - проект конвенционного акта - представляет собой за­вершающий этап в институционном обустройстве позитива дея­тельности мирового сообщества под названием «прогрессивное развитие международного права и его кодификация». В ситуации, когда созыв (по решению Генеральной Ассамблеи ООН с подачи Комиссии международного права) международной конференции для заключения конвенции представляется логическим элементом институционно-правового формата работы по прогрессивному развитию международного права и его кодификации, опубликова­ние доклада комиссии, его принятие к сведению или его одобре­ние в специальной резолюции Генеральной Ассамблеи - все это образует целостный по форме позитив действия мирового сооб­щества в рамках процесса прогрессивного развития международ­ного права и его кодификации.

Установление сущностного содержания понятия «кодифика­ция международного права», его проявления в науке и практике современного международного права, предметно проводилось с учетом временных показателей принятия 21 ноября 1947 г.

По­ложения о комиссии международного права. Дело в следующем. Содержащееся в статье 15 Положения терминологическое обозна­чение понятий «прогрессивное развитие международного права» и «кодификация международного права» прямо ориентирует ученых, осуществляющих свои исследования по соответствующей проблематике, использовать в своих концептуальных определени­ях эти понятия. И уже конкретно: определение термина «кодифи­кация международного права», как оно дано в статье 15 Положе­ния, обозначает существо понятия как более точная формулиров­ка и систематизация норм международного права в тех областях, где уже проводится широкая государственная политика, имеются прецеденты доктрины.

В развитие обозначенных задач по точному формулированию и систематизации международно-правовых норм с перспективой всестороннего регулирования конкретной области международных отношений кодификация международного права призвана содей­ствовать процессу совершенствования мирового правопорядка.

Как и любой вид правотворческой деятельности, кодифика­ция международного права включает в себя два этапа, а именно: 1) согласование воли государств по поводу текста предполагае­мого общего многостороннего договора; 2) выражение государст­вами своего согласия на обязательность данного международно­правового акта. Институциональным органом по кодификации международного права, в общем порядке признанным мировым сообществом, выступает Комиссия международного права ООН. Комиссия излагает свои проекты в форме статей и далее реко­мендует данный проект государств - членов ООН для заключе­ния соответствующей конвенции (ст. 20 и 23 Статута Комиссии).

По результатам содействия упорядоченности международ­но-правовых отношений установлено значение процесса кодифи­кации в параметрах содействия установлению и развитию норм общего международного права. Критерием всего процесса коди­фикации международного права выступает выработка таких меж­дународно-правовых актов, которым присущи универсальность и всеобщность. В обозначенных параметрах суверенного равенства все государства - члены мирового сообщества имеют право на участие в кодификационных конвенциях. В Венской декларации об универсальности, которая была принята на Дипломатической конференции полномочных представителей по праву международ­ных договоров (Вена, 1968-1969 гг.), предметно заявлено: много­сторонние договоры, касающиеся кодификации и прогрессивного развития международного права или объекта и цели в режиме об­щего интереса для международного сообщества в целом, должны быть открыты для всеобщего участия.

Конкретность и четкость общепризнанных критериев участия в кодифицированных конвенциях однозначно устанавливают сле­дующее. Все государства - члены мирового сообщества призваны через свое участие в процессе кодификации международного пра­ва содействовать упрочению современного международного пра­вопорядка.

Прогрессивное развитие международного права и его кодифи­кация в режиме целостного взаимодействия и единства всего про­цесса предметно ориентированы на выработку международных конвенций, призванных регулятивно воздействовать на новые области международных отношений, которые до этого не были урегулированы на основе права. Распространение действия меж­дународного права в параметрах целостного охвата всех областей и направлений развития международных отношений оказывает позитивное влияние на процесс упрочнения международного пра­вопорядка. Поступательное развитие человеческой цивилизации сопряжено с возникновением новых областей сотрудничества го­сударств в рамках регулятивного воздействия права. В этом плане меры, предпринимаемые мировым сообществом по прогрессивному развитию международного права и его кодификации, объективно вписываются в насущные потребности человеческой цивилизации и оказывают качественно позитивное влияние на современный правопорядок в плане обеспечения его юридической целостности и институционной завершенности.

Кодификация - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Из этого видно, что кодификация представляет собой правотворческий процесс. Принято различать кодификацию официальную, осуществляемую государствами, их организациями, и неофициальную, производимую без участия государств общественными организациями, частными лицами. Общественная организация - Международный комитет Красного Креста - подготовила проекты кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов. На их основе дипломатические конференции приняли четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

Главной разновидностью неофициальной кодификации является доктринальная кодификация , осуществляемая учеными или их организациями. Такого рода кодификация играла и продолжает играть важную роль. Собственно говоря, сегодня любая кодификация в той или иной мере является доктринальной, поскольку не может осуществляться без участия ученых.

Первая попытка создать кодекс международного права принадлежит австрийскому юристу А. Домин-Петрушевичу, который в 1861 г. опубликовал свой кодекс. В 1868 г. то же сделал швейцарский юрист И.К. Блюнчли. Затем последовало несколько других проектов. Активно выступал в пользу кодификации Д.И. Каченовский. Его идея кодификации коллективными усилиями ученых многих стран воплотилась в создании в 1873 г. Института международного права. Доктринальной кодификацией занимаются и другие международные научные организации, например Ассоциация международного права со штаб-квартирой в Лондоне и филиалами во многих странах, в их числе и Российская ассоциация международного права. Проекты таких организаций принимаются во внимание при официальной кодификации.

Известны и национальные проекты кодификации. В 1930 г. были опубликованы результаты кодификации ряда отраслей международного права, проделанной американскими учеными на базе юридического факультета Гарвардского университета. В настоящее время регулярно обновляемый кодекс международного права публикуется Американским институтом права и пользуется значительным авторитетом даже в судебной практике.

Официальная кодификация началась во второй половине прошлого века и была посвящена законам и обычаям войны. Главную роль сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.). Лига Наций пыталась осуществить ряд кодификационных проектов, была созвана специальная конференция, но успеха эти попытки не имели. Ведущие державы не были готовы ограничить свою свободу действий.

Новый этап в истории кодификации открывается с принятием Устава ООН, в котором говорится, что Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и делает рекомендации в целях, в частности, "поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации" (ст. 13). Знаменательно, что прогрессивное развитие поставлено на первое место. В настоящее время общепризнано, что кодификация международного права невозможна без его прогрессивного развития.

В общем, в последние десятилетия сложился довольно развитый механизм кодификации и развития международного права. Многие юристы довольно высоко оценивают возможности этого механизма. Но есть правоведы, весьма скептически относящиеся к результатам кодификации. Утверждается, будто вместо выяснения существующих неясностей новые конвенции в результате неточных формулировок и широкого использования оговорок создают еще большую неопределенность и путаницу.

Эффективность кодификации во многом зависит от того, что она не разрушает и не подменяет обычное право, а взаимодействует с ним. Одна из главных проблем права заключена в том, чтобы не отставать от хода жизни. Новое право в значительной мере создается за счет развития старого. Одним из средств обновления международного права и является кодификация.

Кодификационный процесс позволяет усилить социальный характер международного права, отразить в нем социальные цели, соответствующие потребностям международного сообщества в целом. С помощью кодификации конкретные нормы, институты и отрасли перестраиваются в соответствии с целями и принципами системы международного права в целом, в результате чего система упрочивается. В формировании общего, обычного права решающая роль всегда принадлежала ведущим державам. Кодификационный процесс открывает большие возможности для участия всех государств в правотворчестве.

В общем, кодификация стала важным элементом правотворческого процесса. Многое уже сделано, и еще больше предстоит сделать. Но на этом пути немало препятствий. Прежде всего, кодифицирующие конвенции с трудом собирают, а порой так и не собирают то количество ратификаций, которое необходимо для их вступления в силу, не говоря уже об участии в этом процессе большинства государств. Определенный выход видится в том, чтобы рассматривать конвенции как декларативные в отношении существующего обычного права. Международный Суд ООН применил положения Венской конвенции о праве международных договоров еще до ее вступления в силу как авторитетное доказательство существования обычных норм, и это несмотря на то что США и ряд других влиятельных держав до сих пор не участвуют в упомянутой Конвенции.

Другой путь решения проблемы состоит в том, чтобы Комиссия международного права ООН и другие органы, занятые кодификацией, готовили не проекты конвенций, а проекты резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, руководства, примерные положения и т.п. Такие акты не нуждаются в ратификации и сравнительно быстро проникают в практику. На их основе формируются нормы обычного права. Комиссия международного права уже встала на этот путь.

Несмотря на успехи кодификации, темпы ее отстают от требований современной жизни, создается впечатление, что подобная ситуация устраивает ведущие мировые державы. Представитель Госдепартамента США еще в 60-х гг. XX в. заявлял, что норм достаточно и поэтому главная задача состоит "в более широком использовании существующего механизма и имеющихся норм". Действительно, особое внимание должно быть уделено обеспечению эффективности уже существующих норм. Беда, однако, в том, что, высказываясь в пользу господства права, руководители государств на деле не принимают ощутимых мер в этом направлении. Весьма показательна в этом плане судьба проекта статей об ответственности государств, над которым Комиссия международного права ООН трудилась более четверти века. Проект имеет большое значение для совершенствования именно механизма действия норм. Тем не менее Генеральная Ассамблея ООН в 2001 г. ограничилась лишь принятием проекта к сведению.

В целом же было бы неправильно противопоставлять правотворчество совершенствованию механизма правоосуществления. Оба процесса взаимосвязаны.


Похожая информация.


(как и внутригосударственное) состоит из юридических норм.

Международно-правовая норма - это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.

Виды норм международного права

В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по характеру содержащихся в нормах предписаний:

  • нормы-принципы;
  • нормы-определения;
  • нормы-правомочия;
  • нормы-обязанности;
  • нормы-запреты.

2) по роли в механизме международно-правового регулирования:

  • регулятивные;
  • охранительные.
  • материальные;
  • процессуальные.

4) по территории действия:

  • универсальные;
  • региональные;
  • локальные.

Нормы-принципы устанавливают основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества. Так, в соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств все государства обязаны добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из договоров, международных обычаев, других источников международного права. Как уже говорилось, помимо норм-принципов, для всей международно-правовой системы существуют отраслевые нормы-принципы.

Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в международном праве. Например, согласно ст. 1 международной Конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г., «таможенное законодательство» (для целей Конвенции) означает все установленные законом или подзаконными актами положения о ввозе, вывозе или транзите товаров, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами.

Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Так, по Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. каждый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет право обратиться с петицией в Комитет по правам человека.

Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений. На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения: «никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!