Требования дит. Требования по управлению взаимоотношениями с внешними поставщиками услуг в части заключения договоров на поддержку Программного обеспечения (ПО). Текущий статус обращения

С внешними поставщиками услуг в части заключения договоров на поддержку Программного обеспечения (ПО)

Декабрь, 2011

1 Термины и определения....................................................................................................... 3

2 Общие положения................................................................................................................. 3

3 Требования к SLA................................................................................................................. 3

3.1 Единая точка входа....................................................................................................... 5

3.2 Система учета Обращений........................................................................................... 5

3.3 Приоритеты обращений............................................................................................... 5

3.4 Время реакции............................................................................................................... 5

3.5 Продолжительность работ............................................................................................ 6

3.6 Отчетность по SLA....................................................................................................... 6

3.7 Штрафные санкции....................................................................................................... 6

3.8 Оплата по факту............................................................................................................ 6

3.9 Определение услуг........................................................................................................ 6

3.10 Дополнительные расходы............................................................................................ 7

3.11 Внутренние процессы Заказчика................................................................................ 7

4 Согласование и заключение SLA........................................................................................ 7

5 Ведение SLA.......................................................................................................................... 7

6 Завершение SLA.................................................................................................................... 7

2 Термины и определения

В документе используются следующие термины:

Термин

Определение

Компания

Департамент Информационных Технологий Штаб-Квартиры Компании

Управление сервисной поддержки ДИТ

ИТ-услуга

Набор работ в части ИТ, имеющий конечную ценность для Заказчика.

ИТ-сервис

Комплекс IT-услуг и порядок их предоставления, зафиксированный в SLA

(Service Level Agreement)

Соглашение об определении уровня предоставления ИТ-услуг, в котором определяются метрики и правила оказания ИТ-услуг по данному ИТ-сервису, а также права и обязанности Исполнителя и Заказчика. В данном документе рассматривается только SLA с внешними Исполнителями.

SLA и договор технической поддержки в контексте данного документа идентичны.

Поставщик

(Supplier)

Третья сторона, ответственная за поставку товаров или Услуг,

необходимых для предоставления ИТ-услуг. Примеры Поставщиков: вендоры программного и аппаратного

обеспечения, сетевые и телекоммуникационные

провайдеры, а также Аутсорсинговые Организации.

Управление поставщиками

(Supplier Management)

Процесс, ответственный за обеспечение того, что Договоры с

Поставщиками соответствуют требованиям Бизнеса, и все Поставщики выполняют свои контрактные обязательства.

3 Общие положения

Настоящий документ обобщает устойчивые практики, сложившиеся в работе ДИТ при управлении взаимоотношениями с внешними поставщиками в части услуг по поддержке программного обеспечения .

Цель документа – сформировать общий подход к управлению обязательствами по SLA и обеспечить получение согласованного в SLA уровня сервиса в полном объеме.

Данный документ не описывает и не формализует процесс «Управление поставщиками».

4 Требования к SLA

SLA должен содержать следующие разделы:

Определения и термины Предмет Договора Выполняемые Услуги по Договору (могут быть вынесены в Приложение). Порядок сдачи-приемки Услуг по Договору. Стоимость Услуг и порядок расчетов. Срок действия Договора и порядок его расторжения. Права и обязанности Сторон. Ответственность Сторон. Обстоятельства непреодолимой силы. Арбитраж (или разрешение споров). Конфиденциальность информации. Прочие условия. Адреса и реквизиты Сторон.

Приложение 1 – Виды и объем оказываемых Исполнителем услуг по ТП

Приложение 2 – Классификация Инцидентов и сроки реагирования на них Исполнителя

Приложение 3 – Образец Акта сдачи-приемки оказанных услуг

Приложение 4 – Образец Приложения к Акту сдачи-приемки оказанных услуг

Приложение 5 – Спецификация обслуживаемого оборудования

При проведении тендера или переговоров о заключении договора на техническое сопровождение ПО должны быть учтены следующие требования к SLA:

Требование

Наличие единой, русскоговорящей точки входа Исполнителя, для обеспечения взаимодействия по SLA, работающей как минимум в режиме 8x5 по МСК.

Наличие у Исполнителя системы учета Обращений с присвоением внутреннего номера Обращению.

Определение приоритетов Обращений к службе сопровождения Исполнителя на базе влияния сбоев ПО на бизнес-процессы Заказчика.

Определение в SLA базовой метрики «Время реакции» как временного промежутка между моментом безусловной регистрацией обращения Заказчика, до начала работы сотрудников Исполнителя над данным Обращением.

Определение в SLA базовой метрики «Продолжительность работ» как временного промежутка между моментом безусловной регистрации Обращения Заказчика и моментом восстановления работоспособности ПО на промышленной среде Заказчика (без учета работ Заказчика).

Наличие отчетности за период предоставления услуг в форме Акта об оказании услуг и реестра оказанных услуг за период.

Наличие штрафных санкций за нарушение согласованных в SLA метрик.

Оплата оказанных услуг технической поддержки по факту, не чаще одного раза в квартал.

Отсутствие в SLA пунктов, прямо или косвенно связанных с оказанием услуг отличных от технической поддержки (доработки, обучение и прочее).

Отсутствие в SLA пунктов предусматривающих дополнительные расходы Заказчика, сверх определенной в SLA суммы, за исключением расходов, связанных с пребыванием специалистов Исполнителя на площадке Заказчика (on side).

Отсутствие в SLA пунктов прямо или косвенно регламентирующих внутренние процессы Заказчика, не связанные с выполнением обязательств по SLA.

4.1 Единая точка входа

Исполнитель должен предоставить координаты единой русскоговорящей точки входа, для адресации входящих Обращений. Предпочтительно наличие трех каналов поступления информации на единую точку входа – телефон, электронная почта, веб-сайт Исполнителя. Не должно быть ограничений по количеству обращений адресованных на единую точку входа, а также времени использования телефонного канала. В SLA допускается ограничение персоналий допущенных к использованию единой точки входа, как со стороны Исполнителя, так и со стороны Заказчика. Допускается использование нумерации Обращений как по учетной системе Исполнителя, так и по учетной системе Заказчика.

Разные координаты контактов в зависимости от тематики обращений – не допускаются.

4.2 Система учета Обращений

Исполнитель должен иметь систему учета входящих обращений с присвоением уникального номера Обращения. Возможно использование уникального номера Обращения Заказчика, но в этом случае общение по статусу исполнения данного Обращения ведется только по номеру Обращения Заказчика.

4.3 Приоритеты обращений

Приоритеты обращений могут формулироваться любым понятным и удобным способом, но должны учитывать влияние ПО на Бизнес-процессы Заказчика. Использование чисто технических приоритетов – не допускается.

Ниже приведены примерные формулировки Приоритетов для Обращения связанного с Ошибкой.

Приоритет

Характеристика

Чрезвычайный

Ошибка, останавливающая бизнес-процессы, связанные с ПО, указанным в SLA, а также смежные бизнес-процессы.

Ошибка, останавливающая бизнес-процессы, связанные с ПО, указанным в SLA.

Ошибка, негативно влияющая на бизнес-процессы, связанные с ПО, указанным в SLA.

Ошибка, прямо не влияющая на бизнес-процессы, связанные с ПО, указанным в SLA, но являющаяся важной для Заказчика

4.4 Время реакции

Время реакции должно быть зафиксировано в SLA и определяться как промежуток времени, между обращением Заказчика на единую точку входа и началом работы первого специалиста Исполнителя над обращением. В SLA должен быть определен порядок уведомления Заказчика о начале работ по Обращению.

Условия получения полной, подтвержденной или дополнительной информации для регистрации обращения – не допускаются. Обращение должно быть зарегистрировано в момент обращения Заказчика на единую точку входа Исполнителя.

4.5 Продолжительность работ

Продолжительность работ определяет промежуток времени между регистрацией обращения и восстановлением нормального функционирования ПО. Допускается предоставление по SLA временного решения, но в этом случае продолжительность работ должна быть определена как для временного, так и для постоянного решения по Обращению.

4.6 Отчетность по SLA

Отчетность по SLA подготавливается Исполнителем на периодической основе в установленной форме. Обязательными являются Акт об оказании услуг и Реестр оказанных услуг за период. Допускается предоставление Реестра в электронном виде. Примерные формы Акта и Реестра указаны в Приложении № 1 и 2.

4.7 Штрафные санкции

За нарушение обязательств по базовым метрикам «Время реакции» и «Продолжительность работ» в SLA должны быть предусмотрены штрафные санкции к Исполнителю, исчисляющиеся как процент от периодического платежа по оказанным услугам. Просрочка считается по каждой отдельно взятой заявке внутри отчетного периода.

Санкции к Заказчику могут применяться при установленной просрочке периодического платежа.

4.8 Оплата по факту

Порядок оплаты по оказанным услугам должен быть определен как 100% оплата по факту оказания услуг, не чаще одного раза в квартал.

В SLA должен быть определен порядок мотивированного отказа от приемки услуг за отчетный период и описан порядок устранения возникших разногласий.

4.9 Определение услуг

В SLA должны входить исключительно услуги технической поддержки ПО. Не допускается включение в SLA услуг по развитию, доработке, обучению и пр.

4.10 Дополнительные расходы

Сумма определенная в SLA должна быть окончательной и зафиксированной. Условия SLA, при выполнении которых, сумма, фактически уплаченная Заказчиком, может измениться – не допускается. В случае необходимости корректировки суммы SLA Стороны должны согласовать и подписать дополнительное соглашение к SLA.

4.11 Внутренние процессы Заказчика

SLA не может регламентировать работу линий поддержки и специалистов Заказчика, за исключением порядка обращения на единую точку входа. Допускается наличие согласованных квалификационных требований к специалистам Заказчика.

5 Согласование и заключение SLA

Решение о необходимости заключения договора на сопровождение ПО принимается проектной группой на предпроектной фазе.

Указанные в п. 3 требования должны быть учтены на этапе выбора решения и при проведении переговоров с Исполнителем.

При невыполнении требований 1,3,8 SLA на ПО не может быть согласован со стороны ДИТ.

При невыполнении любого из пунктов указанных в п. 3, проектная группа должна разработать и согласовать специальный внутренний Регламент поддержки соответствующего ПО.

6 Ведение SLA

Все заключенные SLA вносятся в учетную систему ДИТ. Прохождение каждого Обращения на единую точку входа Исполнителя отслеживается и фиксируется в учетной системе ДИТ. При возникновении просрочек выполнения или фиксации проблем с качеством работы Исполнителя инициируются и выполняются процедуры, определенные в SLA для предотвращения снижения согласованного уровня сервиса.

7 Завершение SLA

SLA может быть завершен по истечению срока действия договора, в случае отсутствия необходимости в продолжении поддержки продукта, а также в случае принятия решения о смене Исполнителя по поддержке данного ПО. Все обязательства по SLA в случае его завершения, должны быть исполнены.

Разрыв SLA в случае неудовлетворительного уровня сервиса со стороны Исполнителя допускается только при наличии возможности выбора другого Исполнителя по поддержке данного ПО.

Возможность досрочного расторжения SLA не может и не должна рассматриваться на этапе переговоров как санкция Заказчика по отношению к Исполнителю.

Приложение

Приложение №…

к Договору № …

от «..» июля 20..г.

(ОБРАЗЕЦ)

Акт № ____

об оказании услуг

в соответствии с Договором № … от «.. » 20..г.

…», именуемым в дальнейшем Исполнитель, действующего на основании доверенности № … от …, с одной стороны, и, именуемое в дальнейшем ЗАКАЗЧИК, . В., действующего на основании доверенности № … от … года, с другой стороны, подписали настоящий Акт о нижеследующем:

1. Исполнитель оказал услуги по Техническому Сопровождению Программного обеспечения: «…»

за период с “__” _______200_ г. по “__” _______ 200_ г.

в полном объеме, согласно Приложениям №... и №… к Договору № … от « » 20..г., с надлежащим качеством на общую сумму _____________ (_______________) рублей и ___ копеек, в том числе НДС (18%) _______________ (________________) рублей и ___ копеек.

1. Заказчик претензий по срокам и качеству оказанных услуг не имеет.

2. Настоящий Акт составлен в 2 (Двух) экземплярах, по одному для каждой из Сторон, имеющих одинаковую юридическую силу.

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

__________________/… /

ЗАКАЗЧИК:

__________________/ /

Приложение

Приложение №…

к Договору № …

от «…» 20..г.

(ОБРАЗЕЦ)

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Акту № ___ от « » 200_г. об оказании услуг

по Договору № … от « » 20..г.

на техническое сопровождение Системы «…»

г. Москва “____” _______________ 200__г.

за Отчетный период с "___" __________ 200_ г. по "___" __________ 200_ г.

Дата и время обращения

Описание проблемы

Приоритет проблемы

Дата и время регистрации обращения

Согласованная дата решения проблемы

Фактическая дата решения проблемы

Текущий статус обращения

Просрочено (дней)

При закупке программного обеспечения московские власти выдвигают неисполнимое требование: продавец должен иметь исключительные права на софт. На торгах таких прав никто не спрашивает. Но поставщики, которые этого не знают, идут мимо аукциона

Двадцатидевятилетний предприниматель Сергей Куприн рассказал "Ведомостям", что собирается оспорить в суде все последние аукционы по закупкам компьютерных программ для московских учреждений. По двум торгам он уже подал иски: о приобретении программ Adobe для школ на 42 млн руб. и программ IBM для единой системы управления реестрами на 24,87 млн руб. (карточки дел есть на сайте Арбитражного суда Москвы, истец - компания Куприна "Эскей информационные технологии").

В Москве закупками компьютерной техники и программ занимается департамент информационных технологий (ДИТ), с ним "Эскей" и судится. Собирая аукционные заявки на поставку программ, ДИТ требует документы, подтверждающие исключительные права поставщиков на программное обеспечение.

Использовав данные zakupki.gov.ru, "Ведомости" подсчитали, что с начала этого года ДИТ провел 41 аукцион на закупку ПО или техники с установленным ПО на 2,24 млрд руб., до конца года объявлено еще пять таких аукционов на 485,8 млн руб. И только в двух случаях (24,3 млн руб.) в аукционной документации упоминание об "исключительных правах" отсутствует.

Но исключительными правами на ПО обладает только производитель, пишет Куприн в исковом заявлении (есть у "Ведомостей"). Он уверен, что это ограничение конкуренции: IBM отказала его "Эскей" в исключительных правах, и та не смогла принять участие в аукционе. Куприн требует признать незаконными и результаты аукциона, и само требование подтвердить исключительные права. Куприн сказал "Ведомостям", что заведомо неисполнимое требование позволяет ДИТ не допускать к участию в аукционе посторонних и определять победителей, а это создает предпосылки для коррупции.

Управляющий партнер юридической фирмы "Тулубьева, Осипов и партнеры" Ирина Тулубьева с такой логикой согласна: исключительное право на произведение может принадлежать только одной компании, поэтому несколько участников торгов с такими правами - нонсенс.

Adobe сообщила "Ведомостям", что не предоставляет исключительные права на свои лицензионные продукты. Microsoft - что предоставляет своим партнерам равные условия по продаже продуктов.

Представитель ДИТ говорит, что Куприн все понял неправильно. Из конкурсной документации, по мнению представителя, ясно следует: речь идет о подтверждении прав на распространение ПО. "Ошибка считать, что если написано "исключительные", то это значит, что этих прав больше ни у кого нет", - уверен он. В представленном суду отзыве ДИТ признает, что ему в качестве подтверждения исключительных прав было достаточно сублицензионного договора поставщика с создателями программы.

В конкурсе на поставку ПО Adobe приняло участие пять компаний, выиграла дочерняя компания немецкой PC Ware. Ее представитель не ответил на вопросы "Ведомостей". Гендиректор компании, аффилированной с другим участником конкурса, узнал о требовании подтвердить исключительные права от "Ведомостей" и сказал, что удивлен. Судя по тому, что в аукционе на Adobe было много участников и всех допустили, заказчик сам не понимал, зачем он требовал исключительные права, рассуждает юрист компании - разработчика программ. Все опрошенные "Ведомостями" участники госторгов по ПО говорят, что другие госорганы ничего подобного от поставщиков не требуют.

Forum 2016 сообщил глава ДИТ Артем Ермолаев . «В 2017 г. бюджет увеличится почти в полтора раза. Если не в полтора, то на 30% точно», - сказал он .

В 2016 г. на столичную информатизацию официально было выделено p32,14 млрд. Таким образом, прогноз московского министра на финансирование его ведомства в 2017 г. находится в интервале от p41,78 млрд до p48,21 млрд, что означает прирост к предыдущему году на 10-16 млрд руб.

В то же время, в принятом 26 октября 2016 г. Московской думой в первом чтении законопроекта «О бюджете Москвы на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг.» ДИТу в следующем году предлагается выделить pp46,1 млрд (прирост на p14 млрд). Из документа также следует, что в 2018 г. финансирование департамента ориентировочно сократится до p44,8 млрд, а в 2019 г. - до p34,1 млрд.

Отметим, что в утвержденном год назад городском бюджете Москвы на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг. предполагалось, что в наступающем году ИТ-расходы столицы не вырастут, а сократятся - до p29,9 млрд.

Причину изменения этих финансовых планов Артем Ермолаев объяснил тем, что Москва решила осуществить глобальное инвестирование в сферы образования и ЖКХ.

На что именно пойдут дополнительные деньги

Выступая на пленарной части форума, Ермолаев рассказал о том, что в 2016 г. Москва начала пилотный проект в шести столичных школах по переходу на электронную систему преподавания. В его рамках школе происходит полная замена инфраструктуры. В частности, на смену так называемым интерактивным доскам приходят ЖК-панели, которые позволяют с высокой четкостью и контрастностью показывать изображения, видные даже ребенку с плохим зрением с последней парты.

Также осуществляются инвестиции в беспроводные сети, когда в каждом классе появляется WiFi , и в замену компьютерного парка. «И самое главное - это перевод системы учебников в электронный вид. То есть на в PDF, а непосредственно в HTML , - подчеркивает чиновник. - Важно, чтобы учитель и ученик могли работать с материалами в любом месте, в любое время, и получать информацию можно было даже во время болезни».

По заверению Ермолаева, на основании этого пилота с 2017 г. начнется полномасштабное инвестирование во все школы города, которое продлится и в 2018 г. «Это достаточно масштабные инвестиции для города, но мы верим в их возврат, потому что уже сейчас видим, насколько возрастает интерес учеников к предметам в пилотных школах, - отмечает глава ДИТ. - Электронная среда для них привычнее и комфортнее, чем бумажная».

Что касается ЖКХ, то в этой сфере Москва планирует предельно уменьшить участие человека в процессе сбора отчетности. Для этого планируется внедрение различных приборов и датчики, передающие показания расхода ЖКХ-ресурсов в соответствующие билинговые системы в автоматическом режиме - без ручного ввода данных.

2015: План затрат на ИТ в здраве - 1,3 млрд рублей

Эксплуатационные затраты на уже созданную ИТ-инфраструктуру составят около 2,2 млрд рублей.

Такие цифры приводит заместитель руководителя Департамента информационных технологий г. Москвы Владимир Макаров , отвечающий за информатизацию здравоохранения. «Мы не закрепляем жестко ресурсы за планируемыми проектами. Между проектами должна быть состязательность, в том числе за деньги, по критерию «инвестиции - полезность». Портфель проектов может быть в два раза больше объема финансирования», - комментирует В. Макаров.

Операционные издержки на информатизацию столичного здравоохранения, достигшие пика в 2012-2013 годах (благодаря и бюджетным вливаниям), постепенно сокращаются: в 2013 году они составили 3,9 млрд рублей, в 2014 году – 2,6 млрд рублей. Эти средства будут потрачены на эксплуатацию Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) города, объединившей 660 амбулаторно-поликлинических учреждений, поддержку внедрения электронной медицинской карты (ЭМК), электронного рецепта и другие задачи. ДИТ не исключает и появление незапланированных проектов – таких, каким в прошлом году стало создание электронной базы данных неидентифицированных пациентов.

По словам В. Макарова, ДИТ делает ставку на оптимизацию операционных издержек. На это нацелена сервисная модель, на основе которой осуществляется внедрение ИТ в медицинских учреждениях. «Мы не покупаем принтеры – мы покупаем сервис печати. Мы покупаем не инфоматы в поликлиники, а услуги на их основе», – поясняет В. Макаров.

В ДИТ Москвы не считают, что кризисная экономическая ситуация влияет на финансирование и ход информатизации столичного здравоохранения. Запланированный на 2015 год CAPEX в 1,3 млрд рублей может вырасти при необходимости на 200–400 млн рублей, практически сравнявшись с аналогичным показателем в 2013-2014 году, который увеличивался против плана благодаря оптимизации операционных издержек. При этом сокращение капвложений рассматривается как объективный процесс в условиях, когда большая часть инвестиций в развитие уже сделана.

В фокусе внимания ДИТ в 2015 году – экономика столичного здравоохранения, а также прозаичная экономия, скажем, времени врача, оборачивающаяся экономией средств, и тиражирование ЭМК, которая потребует усилий и дополнительного времени не только со стороны ИТ-структур, но и врачей.

«Мы не внедрим электронную карту, если не освободим врача от многих рутинных процессов и не поможем ему сосредоточиться на ЭМК», – считает В. Макаров.

История

2019

Закупка у операторов данных о перемещении москвичей

4 марта 2019 года стало известно о том, что московские власти уже несколько лет закупают у мобильных операторов данные о перемещении горожан. На основе этой информации мэрия меняет транспорт и инфраструктуру в городе. Подробнее .

Замглавы ДИТ Москвы Анна Пашкевич уволилась за 2 года до завершения контракта

ДИТ Москвы уравнял статус всех заместителей руководителя

Интервью TAdviser с главой департамента Эдуардом Лысенко

В январе 2019 года в интервью главному редактору TAdviser Александру Левашову руководитель столичного ИТ-департамента Эдуард Лысенко цифрового развития города, структуре ИТ-бюджета и особенностях Москвы с точки зрения информатизации в сравнении с другими регионами.

2018

Новый замруководителя ДИТ - Артем Костырко

Эдуард Лысенко назначен руководителем ДИТ Москвы

IT Gov Day: замруководителя ДИТ Алексей Чукарин - о цифровой Москве-2030

Алексей Чукарин, советник руководителя Департамента информационных технологий Москвы

Он напомнил, что в 2017 году Москва вошла в семерку самых умных городов мира (Smart city), а в финале этого отбора соперничала с Сингапуром и Нью-Йорком.

Алексей Чукарин пояснил за счет чего город получил этот статус. В частности, по его словам, городскими электронными услугами пользуются миллионы жителей, им доступны сотни услуг в электронном виде, среди которых около 70 полностью электронных, не требующих присутствия заявителя. Кроме того, в городе применяются средства видеонаблюдения и видеофиксации, в том числе и в интеллектуальной транспортной системе (ИТС) . 150 тыс. камер видеонаблюдения используются в городе по сервисной модели.

Помимо этого, Алексей Чукарин рассказал о тех направлениях, которыми планирует заниматься ДИТ. Он осветил вопрос новых государственных механизмов цифровой экономики и новых способов взаимодействия в ней поставщика и потребителя. Докладчик подробно рассказал о развитии городских цифровых платформ, в которых присутствуют открытые стандарты и рекомендации, открытые интерфейсы, совместное владение инфраструктурой и др.

Слайд из презентации Алексея Чукарина

Также советник руководителя ДИТ обрисовал образ цифровой Москвы в 2030 году, где развиты цифровое правительство и экономика, «умная» окружающая среда, цифровая мобильность и другие сферы.

Слайд из презентации Алексея Чукарина

Слайд из презентации Алексея Чукарина

В марте 2018 года Алексей Чукарин . В новой должности он курирует вопросы стратегического развития и корпоративного управления и отвечает за отраслевую аналитику и коммуникации с ИКТ-бизнесом.

Новый заместитель руководителя ДИТ - Алексей Чукарин

В марте 2018 года Алексей Чукарин был назначен на должность заместителя руководителя ДИТ Москвы (ДИТ), сообщили TAdviser в департаменте. По данным сайта ДИТ Москвы, на момент назначения Алексей Чукарин стал седьмым заместителем руководителя департамента Артема Ермолаева . Подробнее .

2016

Потрачено 887 млн руб на отечественное ПО и технику за два года

В 2015-2016 годах сумма контрактов ДИТ Москвы на приобретение отечественного ПО и компьютерной техники составила 887 млн рублей за два последних года. Об этом сообщил министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий города Москвы Артем Ермолаев в апреле 2017 года.

«Крупнейшими проектами столичного правительства на российском софте и оборудовании стали миграция на российское почтовое решение, создание общегородской облачной бухгалтерии и закупка автоматизированных рабочих мест для Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) на базе локальной сборки Linux », - рассказал Ермолаев.

Основной объем затрат на информатизацию в Москве идет на реализацию социально значимых проектов, подчеркнул А. Ермолаев.

«С 2011 г. город инвестировал в образование, здравоохранение и безопасность 60% своего ИТ-бюджета. Наиболее масштабной закупкой в 2016 году стал аукцион на поставку программно-технических средств в образовательные учреждения в рамках проекта «Московская электронная школа». Сумма контракта составила 4,9 млрд. рублей», - отметил Артем Ермолаев.

По данным PricewaterhouseCoopers, в 2016 году объем финансирования московской программы информатизации уступил только ИТ-затратам Нью-Йорка, составив 26,6 млрд. рублей. Анализ ИТ-закупок говорит о постоянном обновлении пула поставщиков в Москве.

Более 40 процентов нынешних поставщиков впервые стали участниками городских торгов по информатизации в 2016 году. Этот показатель здоровой ротации поставщиков демонстрирует высокий уровень открытости, прозрачности торгов для участников закупок.

Москва является одним из мировых лидеров по внедрению решений, основанных на данных. Наибольший уровень внедрения технологий наблюдается в сфере управления транспортом, безопасности и здравоохранения. Также Москва использует наиболее передовые и масштабные механизмы вовлечения горожан в управление городом, такие как «Активный гражданин» и «Наш город». Наиболее же близкими к Москве по масштабам и характеру задач стоят Нью-Йорк , Лондон , Барселона и Сидней, говорится в отчете «Города, управляемые данными».

«Активный гражданин »

Во всех городах распространены платформы для краудсорсинга, однако наиболее масштабный проект в этой области реализован в Москве («Активный гражданин»). Запущенный в 2014 г. «Активный гражданин» представляет собой электронную платформу для голосования по различным вопросам городского устройства.

«Наш город »

«Наш город» - это геоинформационный портал. Созданный в 2011 г. он позволяет сообщить о конкретной городской проблеме ответственному органу власти и служит дополнительным средством контроля качества работы управляющих компаний и подрядчиков для городской администрации.

Москва – единственный из исследованных городов, где полностью внедрена единая система управления городскими поликлиниками (ЕМИАС). Она объединяет в себе такие сервисы, как ситуационный центр, электронная регистратура, электронная медицинская карта, электронный рецепт, листки нетрудоспособности, лабораторный сервис и персонифицированный учет.

Проект ЕМИАС реализуется с 2011 г. На сегодняшний день к системе подключено более 660 медицинских учреждений, зарегистрировано более 21 тыс. медработников, обслужено около 8,6 млн физических лиц.

Другие проекты

Среди других проектов аналитики отметили городскую систему видеонаблюдения , интегрированную систему оплаты проезда

в городском транспорте по картам «Тройка», проект «Мобильный инспектор», оснащение коммунальной техники модулями ГЛОНАСС (свыше 11 тыс. единиц на данный момент), Центр автоматической фиксации правонарушений (ЦАФАП), портал gorod.mos.ru, портал городских услуг pgu.mos.ru и портал открытых данных.

Лидер в сфере мобильного интернета

Среди рассмотренных 28 городов только в Сиднее и Лондоне не создана городская сеть Wi-Fi . Это может существенно повлиять на коммуникационные возможности инфраструктуры датчиков и системы передачи данных в целом, считают исследователи. В области доступности и качества широкополосного и мобильного интернета лидерами стали Москва , Лондон и Нью-Йорк .

В Москве создается центр поиска прорывных ИТ

В июле 2016 года в ДИТ сообщили TAdviser о начале работы по созданию , основная задача которого - постоянный системный мониторинг инноваций в сфере ИТ ().

Зам руководителя ДИТ Павел Шевыров покидает ведомство

2015

Прогноз развития ИКТ в Москве

Назначение пятого зама руководителя ДИТ

В марте 2015 года у руководителя ДИТ Артема Ермолаева появился пятый заместитель - Павел Шевыров .

2014

Доход главы департамента 8 млн руб. Декларации других руководителей

Согласно декларации, опубликованной в апреле 2015 года, глава департамента ИТ Москвы Артем Ермолаев в 2014 году получил доход 8,196 млн руб. Это примерно на 20% больше заработанного им годом ранее (Подробнее о доходах и имуществе Ермолаева - по ссылке ).

Вслед за ним, в мае 2015 года, свои доходы за прошлый год обнародовали и другие руководители ИТ-департамента. Больше всех из руководящего состава ДИТ в 2014 году заработал Кирилл Кузнецов , начальник управления отраслевых проектов. Его доход превысил доход Артема Ермолаева, составив около 10,1 млн руб. В собственности чиновника - две индивидуальных квартиры площадью 115,2 кв.м и 95,4 кв. м, а также катер «Cobra».

Супруга Кузнецова получила в 2014 году доход в 7,6 млн руб. В ее собственности находятся несколько садовых участков, внедорожник Nissan Pathfinder, а также квартира в пользовании.

Стоит отметить, что в 2013 году Кирилл Кузнецов работал в той же должности, однако данные о его доходах в общем списке, опубликованном ДИТ, не были представлены. В ДИТ не пояснили на момент публикации материала, с чем это связано.

Глава ДИТ Москвы Артем Ермолаев в 2014 году заработал больше, чем его заместители, но меньше, чем начальник управления отраслевых проектов

В свою очередь, доходы заместителей Артема Ермолаева оказались ниже, чем у него самого, но при этом тоже выросли. Так, Андрей Белозеров задекларировал за год порядка 3,3 млн руб., что на 1,2 млн руб. больше заработанного им в 2013 году. Задекларированный заработок Владимира Макарова - около 2,5 млн руб. Это на 800 тыс. руб. больше, чем в 2013 году. Его супруга заработала больше него - порядка 3,7 млн руб.

Департамент начал отслеживать колебания цен на 30 категорий товаров и услуг, доступность которых напрямую влияет на качество жизни горожан. Для каждой категории товаров и услуг аналитики сделали выборку из 500-1000 моделей или тарифов, вклад которых в общий индекс потребительской стоимости зависит от их популярности и отклонения от средней цены. В условиях колебания курсов валют динамика рассчитывается как в рублевом, так и в долларовом эквиваленте.

Замеры осуществляются как по открытым источникам, в том числе сайтам интернет-магазинов, операторов связи, агрегаторам товаров, так и по данным, предоставленным торговыми сетями.

Под мониторинг попали в частности такие категории как смартфоны , планшеты, ноутбуки, комплектующие, программное обеспечение, носимые устройства, доступ в интернет, телевидение, сотовая и фиксированная связь , мобильные приложения и так далее.

Каждый месяц Департамент будет публиковать аналитический отчет об изменениях стоимости товаров и услуг и возможных причинах, которыми вызваны эти колебания.

«Полученные результаты мы будем использовать при формировании требований к технике, закупаемой в рамках городского заказа и в наших переговорах с вендорами», - комментирует руководитель исследовательской группы Алексей Чукарин.

По его словам, необходимость мониторинга цен связана с тем, что при существующем уровне проникновения технологий в жизнь каждого москвича, колебания стоимости гаджетов и услуг связи могут серьезно влиять на качество жизни в городе.

5 подведомственных организаций

По состоянию на весну 2014 г. у ДИТ насчитывается 5 подведомственных организаций:

  • ГКУ «Московское городское агентство по телекоммуникациям»,
  • ГУП «Московский социальный регистр»,
  • ГУП «Информационно-аналитический центр потребительского рынка города Москвы »,

2013

Декларации о доходах руководства департамента

По ее словам, новый заместитель займется направлением финансов и госзаказа. Более подробно рассказать о кандидатурах она отказалась, отметив, что работа ведется.

По его словам, сокращение связано с общим дефецитом бюджета города. "Необходимо адаптироваться к новым условиям. Это нормально – мы перераспределимся внутри себя",- сказал TAdviser он.

Основными статьями расходов в 2012 году был соцблок, в котором затраты носили капитальный и инфраструктурный характер. По мнению Ермолаева , в 2013 году эти направления не потребуют финансирования.

"Таким образом, если в 2012 году мы тратили много на технику, то в следующем сможем перераспределить примерно такие же средства на внедрение софта. Самой работы будет больше. При сокращении бюджета на 20%, объем работы вырастет примерно на 30%",- заключил он.

Как стало известно TAdviser, на деятельности ДИТ на 2013 год запланировано выделить 25,4 млрд рублей, в 2014 году эта цифра увеличится до 26,6 млрд рублей. Планируется, что бюджет 2015 года будет содержать статью расходов на ИТ в размере 27,8 млрд рублей.

"Мы, конечно, вышли с формальной заявкой (конкурс Минсвязи на субсидирование регионов на информатизацию, см. статью "Информационное общество " - прим. ред.) для сохранения статус-кво",- рассказал TAdviser Артем Ермолаев о причинах проигрыша субъекта по мелким причинам. - Но с министерством договорились, что вне конкурса будем совместно реализовывать несколько проектов без финансирования. Со стороны Минсвязи будет скорее административный ресурс".
"Это связано с тем, что информатизации без телекоммуникаций быть не может. Сейчас качество инфраструктуры такое, что речь даже не об оптическом кабеле - хоть какой бы кабель был",- сказал Артем Ермолаев . - Там ЛЭП то не всегда есть".

Основной задачей на ближайшее время Артем Ермолаев видит в выравнивании доступности услуг фиксированной связи в Новой Москве.

"Пока он на существующем уровне об информатизации говорить сложно",- отметил он. - Что толку от того, что у человека есть возможность записаться к врачу удаленно, если у него нет компьютера и домашнего интернета?".

Другой проблемой, мешающей реализации госпрограмм Артем Ермолаев отметил столь же невысокий уровень сотовой связи. "Там проблем крайне много, поэтому говорить о том, что в ближайшие годы мы там все сделаем – было бы неправильно",- продолжил отвечать на вопросы TAdviser Артем Ермолаев .

"Наша задача сейчас сконцентрироваться на тех населенных пунктах, где больше всего жителей, чтобы предоставить им возможность получать весь спектр услуг, которые получают москвичи. И постепенно такими шагами присоединять новые города к нашей общей системе",- сказал он. - Как только появится связь , то, например, подключение системы здравоохранения займет не более суток".

Инвестирование будет осуществляться из внебюджетных источников.

"Мы проводим работу с операторами связи, убеждаем в перспективности новых территорий",- продолжил Ермолаев . - Объемы жилищного строительства после расширения выросли в несколько раз, поэтому операторам связи придется туда идти. Это тот самый ARPU , который в старой Москве «ловить» уже поздно".

2011

Суды с предпринимателем Куприным

В ноябре 2011 года стало известно, что двадцатидевятилетний предприниматель Сергей Куприн собирается оспорить в суде все последние аукционы по закупкам компьютерных программ для московских учреждений. По двум торгам он уже подал иски: о приобретении программ Adobe для школ на 42 млн руб. и программ IBM для единой системы управления реестрами на 24,87 млн руб. (карточки дел есть на сайте Арбитражного суда Москвы , истец - компания Куприна «Эскей информационные технологии») .

В Москве закупками компьютерной техники и программ занимается департамент информационных технологий (ДИТ), с ним «Эскей» и судится. Собирая аукционные заявки на поставку программ, ДИТ требует документы, подтверждающие исключительные права поставщиков на программное обеспечение.

Использовав данные zakupki.gov.ru, «Ведомости » подсчитали, что с начала 2011 года ДИТ провел 41 аукцион на закупку ПО или техники с установленным ПО на 2,24 млрд руб., до конца года объявлено еще пять таких аукционов на 485,8 млн руб. И только в двух случаях (24,3 млн руб.) в аукционной документации упоминание об «исключительных правах» отсутствует.

Но исключительными правами на ПО обладает только производитель, пишет Куприн в исковом заявлении. Он уверен, что это ограничение конкуренции: IBM отказала его «Эскей» в исключительных правах, и та не смогла принять участие в аукционе. Куприн требует признать незаконными и результаты аукциона, и само требование подтвердить исключительные права. Куприн сказал «Ведомостям», что заведомо неисполнимое требование позволяет ДИТ не допускать к участию в аукционе посторонних и определять победителей, а это создает предпосылки для коррупции.

Управляющий партнер юридической фирмы «Тулубьева, Осипов и партнеры» Ирина Тулубьева с такой логикой согласна: исключительное право на произведение может принадлежать только одной компании, поэтому несколько участников торгов с такими правами - нонсенс.

Победителем стала «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), предложившая цену за выполнение проекта в 308 млн руб. Второй участник тендера - «Таском » - готов был выполнить работы за 311 млн руб.

Исторически основным провайдером, обеспечивавшим школы широкополосным доступом в интернет, была «Московская телекоммуникационная корпорация Комкор » (бренд «Акадо-Телеком», входит в группу «Акадо»). Этого компании удалось достичь на фоне того, что ее основатель и совладелец Юрий Припачкин до конца 2005 г. возглавлял проект «Электронная Москва ».

С переходом на конкурсную систему распределения подрядов «Комкор» несколько лет выигрывал тендеры, но в 2010 году проиграл малоизвестной компании «Простая сеть», которую участники рынка связывали с «Таскомом». Конкурс на первое полугодие этого года вновь выиграл «Комкор», однако на продолжение обслуживания в течении второго полугодия оператор даже не подавал заявку. В компании причины такого решения не стали комментировать.

Незадолго до этго большое внимание процессу интернетизации школ уделил мэр Москвы Сергей Собянин. Он потребовал увеличить скорость доступа до 10 Мбит/с, а также предложил установить в щколах WiFi хот-споты. Вопрос с оснащением школ WiFi будет решаться в рамках другого конкурса - по поставкам компьютерного оборудования, рассказал CNews глава ДИТ Артем Ермолаев.

В то же время `Комкор` сохранил три других контракта. Он продолжит предоставлять доступ в интернет: столичным органам власти, цена составит 354 млн руб. (`Таском` предлагал по этому лоту 361 млн руб., МГТС – 364 млн руб.); территориальным подразделений МВД и ФМС по Москве – за 63 млн руб. (МГТС - 65 млн руб., `Таском` - 64 млн руб.); поликлинникам, больницам и другим учреждением столичного департамента здравохранения – 73 млн руб. (МГТС и `Таском` предлагали примерно по 75 млн руб.).

`Таском` сохранил за собой контракт на обслуживание библиотек, музеев и других объектов департамента культуры, за это компания получит 107 млн руб. МГТС предлагал по данному лоту 126 млн руб., `Комкор` - 127 млн руб. Также компания вновь выиграла тендер на обеспечение интернетом детей с ослабленным зрением в целях дистанционного образования, цена вопроса составила 2,6 млн руб. (МГТС и `Комкор` предлагали примерно по 5,9 млн руб.). Гендиректор `Таском` Иван Кураев сообщил CNews, что оператор снизил цену по сравнению с предыдущей примерно на 40%.

В перспективе ДИТ намерен обеспечить всех городских потребителей скоростью до 10 Мбит/с и перевести их на оптические каналы связи. С учетом того, что обеспечение объектов является долгосрочным проектом, ДИТ планирует проводить конкурсы раз в несколько лет.

Главой комитета назначен Артем Ермолаев

25 октября 2010 г. главой комитета назначен Ермолаев Артем Валерьевич .

Управление преобразовано в Комитет по ИТ

10 августа 2010 г. путем преобразования городского управления информатизации создан Комитет по ИТ г. Москвы . Соответствующий документ подписал тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. В соответствии с ним штат ведомства было разрешено увеличить с 51 до 71 сотрудника. Также расширился круг его задач: в частности, комитет стал оператором инфраструктуры электронного правительства Москвы. Кроме того, в задачи комитета входит внедрение единой политики информатизации, тиражирование типовых решений для московских госорганов, подготовка документов, относящихся к госуслугам в электронном виде, совместимость городских информационных систем.

5 октября 2010 г. После отставки мэра Москвы Юрия Лужкова временно исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин подписал постановление от № 884-ПП об утверждении положения о Комитете информационных технологий Москвы (до августа 2010 г. Управление информатизации города Москвы). Председатель комитета будет иметь четырех заместителей, в том числе двух первых заместителей, назначаемых на должность правительством Москвы по представлению председателя комитета.

2003: Создание программы "Электронная Москва" . Итоги реализизации программы были признаны неудовлетворительными и Припачкин ушел в конце 2005 года.

Реализация программы была передана в ведение управления информационных технологий, которое возглавил Алексей Николаевич Михайлов, через несколько лет эмигрировавший в . Позже участники ИТ-рынка подозревали, что Михайлов являлся гражданином США и в период выполнения обязанностей на посту в правительстве

Количество человек:

Вы планируете заключать договор:

Выберите объем часов обучения:

Укажите номер телефона
для получения консультации

Продолжить

Шаг 1

Выдаваемый документ:

С июля этого года в России профессиональные стандарты начали переходить из области рекомендаций в область обязательных требований. Частные компании столкнутся с необходимостью приведения своей кадровой политики новым стандартам еще через несколько лет, но уже сегодня стандарты для многих профессий разработаны и утверждены.


Профессиональные стандарты для директоров департаментов информационных технологий были разработаны еще два года назад, в документах должность обозначена как «Менеджер по информационным технологиям». Стандарт охватывает ряд должностей – ИТ-директоров частных и государственных компаний, а также руководителей подразделений информационных технологий.

Каким требованиям должен соответствовать директор IT-департамента?

Согласно утвержденным требования диплом директора департамента информационных технологий должен быть не ниже специалиста, а опыт практической работы составлять не менее 5 лет. Среди других требований стандарта: прохождение профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации. Дополнительное обучение руководителя ит отдела может проводиться по разным программам, например, по управлению персонала, финансами и т.д. Требования к навыкам и умения более обширны и занимают в стандарте несколько страниц, среди них:

  • умение организовывать и контролировать работу подчиненных;
  • рационально распределять ресурсы и планировать бюджет как отдельных проектов, так и отдела в целом;
  • оптимизировать и моделировать бизнес-процессы;
  • вести документацию по проектной деятельности;
  • знать особенности делопроизводства, принципы управленческого контроля;
  • анализировать основные параметры работы подразделения

Требований очень много и, помимо непосредственной работы, связанной с информационными технологиями, они касаются и знаний основ охраны труда, оформлению документов на закупки, знания иностранного языка и анализа тенденций рынка.

Чем занимается директор департамента информационных технологий?

Помимо требований, в профессиональном стандарте указан также перечень функций, которые должен выполнять директор IT-департамента – формирование стратегии IT и условий для ее реализации, работа с проектами, работы по обслуживанию информационной среды, формирование отношений с потребителями и поставщиками, а также управление рисками. Среди общих обязанностей также директор должен контролировать вопросы охраны труда, способствовать повышению квалификации персонала.

Как добиться соответствия требованиям – искать нового или обучить своего сотрудника?

Профессиональный стандарт для руководящих менеджеров в сфере IT весьма строг. Идеальным специалистом, который полностью соответствует заявленным параметрам, могут похвастаться только избранные компании. Остальным предстоит решать вопрос, нанять нового специалиста или обеспечить условия для обучения того, кто уже занимает эту должность. Последний вариант – куда более выгодный, особенно в плане экономии времени, необходимого не только на поиск сотрудника, но и введение его в курс дела.

Обучение директора департамента информационных технологий – это оптимальный способ не только подтянуть его квалификацию до профстандарта, но и выполнить одно из его основных требований – переподготовка и повышение квалификации. Такое обучение происходит в формате курсов обычно небольшой длительности, которые не мешают основной работе и, в то же время, позволяют подготовиться к внедрению стандартов и встретить их во всеоружии, в том числе, подтвердив свою квалификацию официальными дипломами, выдаваемыми по окончанию курса.

Лицензии и сертификаты



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!