Код налогового органа в платежном поручении

Бланк документа на перечисление денег в 2014 году был добавлен новой строкой «назначение платежа», которое отражается в строке 106. При формировании платежного документа плательщики должны правильно проставить кодировку основание платежа 106, расшифровка показателей будет приведена в нашей статье.

Расшифровка поля 106

Строка 106 в платежке направлена идентифицировать назначение платежа, кодируется буквенными символами: ЗД, ТР, АР и т.д. Выражается двумя буквами, которые бухгалтер при формировании платежа обязан выбрать из утвержденного перечня. Реквизит может принимать одно из 10 выражений. Это:

  1. ТП – показатель основания платежа 106 означает перечисление средств текущего годового периода без нарушений даты оплаты.
  2. ЗД – добровольное возмещение долгового обязательства с истекшим налоговым сроком.
  3. ТР – перевод денежных средств в фискальный орган по требованию.
  4. РС – возмещение долговых обязательств, у которых имеется график рассрочки.
  5. РТ- перечисление средств по реструктуризированным долговым обязательствам.
  6. ОТ – основание платежа по перечислению средств отсроченного долга.
  7. ВУ – перевод финансовых средств в счет погашения отсроченного долга, заполняется при установлении внешнего управления.
  8. АП – возмещение долговых обязательств в соответствии с актом проверки.
  9. ПР – перевод финансовых средств в счет уплаты приостановленной к возмещению задолженности.
  10. АР – основание платежа 106 по обязательствам уплаты долга согласно исполнительному листу.

На основании кодировки назначения платежа можно определить, по каким документам, и за какой период перечисляются средства. Строка 106 при формировании документа на оплату взаимодействует с полями 107, 108, 109. Они обозначают:

  • поле 107 – период платежа;
  • поле 108 – номер платежного поручения;
  • поле 109 – дата составления платежа.

Вышеперечисленные поля заполняются в том случае, если формирует платежное поручение поле 106. Эти реквизиты необходимо указать, когда платеж производится в государственные структуры.

Правильное заполнение поля 106

Приказом Минфина РФ № 107н определен порядок формирования в документе на оплату поля 106, которое отражает назначение платежа. При этом нормативный акт не допускает ситуации, когда ячейка остается пустой, даже в том случае, когда платеж совершается не в пользу государственных учреждений. Платежка должна в любом случае формироваться, заполняя основание платежа поле 106. Эта строка должна содержать:

  • буквенный показатель, утвержденный перечнем Минфина РФ;
  • при отсутствии назначения в поле необходимо прописать «0».

В Приказе Министерства финансов России достаточно подробно и четко описаны возможные буквенные показатели, касающиеся того или иного денежного перевода, например основание платежа ТП – это определение всех видов перечислений текущего годового периода, которые производятся юридическим лицом или ИП в государственные структуры. Между буквенными значениями не ставится пробел, буквы должны быть заглавными, иные прописи не допустимы.

Отметим, что незнание буквенных определений не считается препятствием к тому, чтобы заполнить основание налогового платежа в платежном поручении. Приказ № 107н представляется пользователям в свободном доступе, как в печатных изданиях, так и на официальном сайте Министерства.

Если в назначении указан показатель «0», это не считается основанием для государственных учреждений признать такие платежи невыясненными. Они вправе самостоятельно присвоить соответствующее буквенное значение.

Платежное поручение - поле 108 заполняется в нем в случае перечисления налоговых, таможенных и бюджетных платежей. Этот реквизит дает представление о номере документа, на основании которого совершается операция. При расчетах с поставщиками и прочими контрагентами поле 108 заполнять не требуется.

Какую информацию несет поле 108 платежного поручения в 2017 году

Если денежные средства перечисляются безналичным способом для пополнения бюджета, внебюджетных фондов, то информация в поле 108 может указывать не только на номер, но и на вид документа, на основании которого произведен платеж.

Подробнее о безналичных расчетах читайте в статье .

Значение поля 108 при налоговых платежах

Если погашается текущая задолженность по налогам или речь идет о добровольной уплате недоимки, в поле 108 платежного поручения следует поставить 0. В этом случае основание платежа (ТП или ЗД) указывается в поле 106.

Но в некоторых случаях при перечислении денег в бюджет поле 108 следует заполнить. Для этого необходимо наличие документа, который обязывает налогоплательщика погасить задолженность на основании вынесенных решений налоговых или судебных органов. При цифровом оформлении поля знак № не ставится. Номеру документа должен соответствовать один из следующих кодов, проставленных в поле 106:

  1. ТР. Означает выставленное требование налоговых органов. При обнаружении недоимки инспекция вправе прислать налогоплательщику документ с указанием вида налога и суммы на перечисление. Срок погашения задолженности указывается в требовании.
  2. РС. Погашение задолженности в рассрочку. В соответствии с п. 3 ст. 61 НК РФ налогоплательщики, не имеющие возможность погасить задолженность перед бюджетом вовремя, могут получить рассрочку. Налоговый орган может выдать разрешение, позволяющее вносить требуемый платеж равномерно в течение года. Но для этого необходимо привести веские основания (ущерб, полученный в результате стихийного бедствия, сезонный характер работ) с подтверждающими документами. Кроме того, придется оплатить проценты на сумму задолженности, не погашенной в установленный срок (п. 2 ст. 61 НК РФ).
  3. ОТ. Номер решения об отсрочке текущего платежа, принятого налоговым органом. В некоторых обстоятельствах субъекты не имеют возможности уплатить сумму начисленного налога полностью в срок. В таком случае можно обратиться в инспекцию с заявлением об отсрочке платежа. Налоговые органы обязаны принять соответствующее решение не позднее 30 дней.
  4. РТ. Указывается номер принятого налоговиками решения о реструктуризации. В случае невозможности погашения организацией задолженности по налогам и пеням она может воспользоваться льготными условиями в соответствии с принятым графиком погашения долговых обязательств.
  5. ПБ. Номер дела по вынесенному арбитражным судом решению. Иногда между налогоплательщиками и контролирующими органами возникают споры по поводу правильности начисления и полноты уплаты бюджетных обязательств. Если арбитражный суд согласится с требованиями налоговиков, плательщику придется перечислить недостающие суммы по налогам на основании решения, вынесенного арбитражным судом.
  6. ПР. Используется номер решения о приостановлении взыскания при погашении плательщиком этой задолженности.
  7. АП. Подразумевается номер акта выездной или камеральной проверки, в результате которой произошло доначисление налогов, пеней и штрафов.
  8. АР. Оплата по номеру исполнительного документа, выданного в результате возбужденного дела.

С 2015 года в поле 108 указываются также номера следующих документов, на основании которых совершается платеж:

  1. ИН. Номер решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита — еще одного способа изменения установленного срока уплаты по налогам. Помимо отсрочки исполнения платежа, он несет в себе некоторые признаки бюджетного кредитования с последующей уплатой начисленных процентов и основной суммы долга. Период пользования средствами может достигать 10 лет. Часто применяется при начислении налога на прибыль.
  2. ТЛ. Проставляется номер определения арбитражного суда, удовлетворяющего заявление о погашении требований к должнику.

Номера каких документов указываются при осуществлении таможенных платежей

В случае осуществления таможенных переводов поле 108 может принимать числовые значения при указании в поле 106 следующих оснований платежа:

  1. ДЕ или КТ. Прописываются последние 7 цифр таможенной декларации.
  2. ПО. Указывается существующий номер таможенного приходного ордера.
  3. ИД. Прописывается номер исполнительного документа, служащего основанием для оплаты.
  4. ТУ. Применяется, если уплата таможенных платежей производится по выставленному требованию.
  5. ИН. Указывается номер инкассационного документа.
  6. БД. Номер документа, созданного бухгалтерией органов таможни.
  7. КП. Прописывается номер действующего соглашения между крупными налогоплательщиками при уплате централизованных платежей.

Заполнение поля 108 числами, указывающими на номера документов, на основе которых совершается платеж, возможно только при наличии некоторых статусов в поле 101 платежки.

О статусах плательщика в платежке читайте в материале .

Знак номера (№) в поле 108 не указывается.

Заполнение поля 108 на основании данных о физлице

Некоторые платежи при осуществлении денежных переводов во внебюджетные фонды содержат данные физических лиц. В таком случае первоначально указывается цифровое 2-значное обозначение документа, а затем проставляется его номер.

Используются следующие удостоверения личности граждан:

  • паспорт гражданина РФ (01);
  • выданное ЗАГС или прочими муниципальными органами свидетельство о рождении (02);
  • паспорт моряка (03);
  • документ, подтверждающий личность военнослужащего (04);
  • билет военнообязанного (05);
  • временное удостоверение о гражданстве РФ (06);
  • справка об освобождении (07);
  • документ, удостоверяющий личность иностранного подданного (08);
  • оформленный вид на жительство (09);
  • документ на временное проживание лиц без гражданства (10);
  • удостоверение беженца (11);
  • выданная миграционная карта (12);
  • паспорт, подтверждающий гражданство СССР (13);
  • карточка СНИЛС (14);
  • водительские права (22);
  • документ, подтверждающий регистрацию автомобиля (24).

Цифровые значения в поле 108 проставляются с использованием разделительного знака «;». Например, паспорт РФ 5800 № 111222 в поле 108 будет обозначен так: 01;5800111222.

Основная форма проведения расчетов между субъектами предпринимательства - безналичная. Обязательство по ее применению закреплено в пункте 2 статьи 861 Гражданского кодекса. В нем сказано, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Порядок расчетов в валюте Российской Федерации регулируется Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утв. 3 октября 2002 г. № 2-П (далее - Положение ЦБ РФ). При перечислении денежных средств чаще всего используются платежные поручения.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке (п. 3.1 Положения ЦБ РФ). Составляется данный документ по форме № 0401060, а порядок расчетов таким образом регулируется главой 3 Положения ЦБ РФ.

Для осуществления платежей в бюджет необходимо четко знать особенности заполнения платежных документов. Они установлены приказом Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н (далее - Приказ). Именно расхождения с нормами этого документа при заполнении платежных документов чаще всего становятся причиной неправильного зачисления уплаченных налогов и как следствие пеней, требования об уплате и еще массы других неприятных последствий.

Для удобства восприятия информации поля платежного поручения пронумерованы (см. пример в формате PDF). Поля для идентификации плательщика и получателя имеют следующее обозначение: поле «ИНН» плательщика (60), «КПП» плательщика (102), «Плательщик» (8), «ИНН» получателя (61), «КПП» получателя (103), «Получатель» (16). Заполнение этих полей, как правило, не вызывает затруднения у налогоплательщиков, а ошибки в них чаще всего носят технический характер или возникают вследствие опечатки. Как правило, необходимая информация имеется в регистрационных документах отправителя средств, а информацию о получателе можно узнать в своем налоговом органе. Остановимся на тех полях, которые могут вызывать затруднение в заполнении.

Обязательным к заполнению является поле 101, оно несет в себе информацию о статусе налогоплательщика. Чаще всего применяется статус 01 - (плательщик сборов) - юридическое лицо. Подробнее об используемых статусах см. таблицу 1.

Таблица 1. Статус налогоплательщика
01 налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо
02 налоговый агент
03 сборщик налогов и сборов
04 налоговый агент
05 служба судебных приставов Министерства юстиции
06 участник внешнеэкономической деятельности
07 таможенный орган
08 плательщик иных обязательных платежей, осуществляющий перечисления платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы России
09
10 налогоплательщик (плательщик сборов) - частный нотариус
11 налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12 налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13 налогоплательщик (плательщик сборов) - иное физическое лицо - клиент банка (владелец счета)
14 налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам (подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ)
15 кредитная организация, оформившая расчетный документ на общую сумму на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета

Особое внимание следует уделять заполнению полей идентификации платежа (104–110).

Поле 104 «Код бюджетной классификации» (КБК) заполняется в соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ. Данный классификатор единый для всей территории России, и ознакомиться с ним можно на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru . При этом следует учитывать, что скорость изменения законодательства, как правило, превышает скорость обновления информации на сайте. Поэтому, когда имеются сомнения, необходимо разрешить их в налоговом органе по месту регистрации.

Поле 105 «Код ОКАТО» зависит от того, на территории какого муниципального образования мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора). Он тесно взаимосвязан с местоположением плательщика налогов.

Поле 106 «Основание платежа» позволяет идентифицировать платеж по его целевой направленности - либо он производится за текущий год, либо задолженность погашается по требованию налогового органа или по другому основанию. Используемые показатели основания платежа приведены в таблице 2.

Таблица 2. Основание платежа
Показатель Значение
ТП Платежи текущего года
ЗД Добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налога/сбора от налогового органа
ТР Погашение задолженности по требованию об уплате налога/сбора от налогового органа
РС Погашение рассроченной задолженности
ОТ Погашение отсроченной задолженности
РТ Погашение реструктурируемой задолженности
ВУ Погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления
ПР Погашение задолженности, приостановленной к взысканию
АП Погашение задолженности по акту проверки
АР Погашение задолженности по исполнительному документу

Если налогоплательщик не заполнит данное поле (поставит в графе «0»), это даст повод налоговикам самостоятельно определить основание платежа, руководствуясь действующим законодательством.

Поле 107 - десятизначное, определяющее периодичность уплаты налога или конкретную дату уплаты - «число.месяц.год». Кодировка имеет значения, приведенные в таблице 3.

Если уплата налога производится один раз в год, в показателе «месяц» указывается «00». Если по годовому платежу налога установлено более одного срока уплаты и даты уплаты налога установлены конкретно, то они указываются в показателе налогового периода. Примеры заполнения поля 107:
«МС.09.2008», «КВ.03.2008», «ПЛ.02.2008», «ГД.00.2008».

Поле 108 заполняется, если платеж производится на основании конкретного документа (см. таблицу 4).

Таблица 4. Документы, на основании которых заполняется поле 108

п/п
Условное обозначение Наименование документа, номер которого указывается в поле 108
1 ТР Требование налогового органа об уплате налогов (сборов)
2 РС Решение о рассрочке
3 ОТ Решение об отсрочке
4 РТ Решение о реструктуризации
5 ПР Решение о приостановлении взыскания
6 ВУ Дело или материал, рассмотренный арбитражным судом
7 АП Акт проверки
8 АР Исполнительный документ и возбужденное на основании его исполнительное производство

При этом если в поле 108 указываются показатели пунктов 1–6 таблицы, то в поле 107 проставляется конкретная дата, взаимосвязанная с показателем основания платежа. Когда используется показатель «АП» или «АР», в поле показателя налогового периода проставляется «0».

Поле 109 обозначает показатель даты документа и заполняется в формате «дд.мм.гггг», например: «01.09.2008». При уплате текущего платежа («ТП») в нем указывается дата подписи декларации, на основании которой он осуществляется.

При добровольном погашении задолженности без выставления требований («ЗД») показатель принимает значение «0». Напротив, при погашении задолженности по выставленному требованию («ТР») в поле проставляется дата требования. Имеется также взаимосвязь поля 109 с полем 108 (указание дат документов п. 2–8 таблицы 4).

Поле 110 является показателем типа платежа (см. таблицу 5).

Таблица 5. Показатель типа платежа

п/п
Показатель поля 110 Значение
1 НС Уплата налога или сбора
2 ПЛ Уплата платежа
3 ГП Уплата пошлины
4 ВЗ Уплата взноса
5 АВ Уплата аванса или предоплата (в том числе декадные платежи)
6 ПЕ Уплата пеней
7 ПЦ Уплата процентов
8 СА Налоговые санкции
9 АШ Административные штрафы
10 ИШ Иные штрафы, установленные соответствующим законодательством или иными нормативными актами

Если налогоплательщик не заполнит поле 110 (значение «0»), то налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно отнесут его к соответствующему типу платежа.

Поле 24 предназначено для указания дополнительной информации, которая будет полезна при идентификации платежа.

Помимо всего прочего стоит обратить внимание на то, что в поле 21 «Очередность платежа» необходимо указать очередность платежа «4». Именно в такой очередности производится списание денежных средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды (налоги, штрафы, пени, госпошлины). Такая очередность установлена статьей 855 Гражданского кодекса.

В целях уменьшения ошибок при осуществлении платежей в бюджет есть возможность проверить правильность заполнения платежного поручения по уплате налогов (сборов) на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «ONLINE-СЕРВИСЫ».

Образец платежного поручения по перечислению авансового платежа по налогу на прибыль за сентябрь 2008 года см. в примере в формате PDF.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!