Исправительные работы срок. Исправительно трудовые работы. Сроки исправительных работ по УК РФ

В основе менеджмента лежит система экономических законов и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т. е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения.

Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй - закономерности менеджмента.

Управление производством носит двойственный характер. С одной стороны, управление выражает объективный процесс руководства трудом работников по производству потребительных стоимостей, т. е. управление выступает как потребность производства (отношения управления обусловлены совместным трудом); с другой - производственные отношения сторон в процессе создания стоимости.

Стороны - это работодатель и наемный работник, которые вступают друг с другом в отношения собственности.

В соответствии с этим управление производством рассматривается в двух аспектах:

организационно-техническом и социально-экономическом.

В первом случае под управлением понимается объединение труда всех работников на базе организованной системы машин и технических средств. Его задача - соединить труд работников с предметами и орудиями труда, установить определенные пропорции, режимы и связи в производстве. Через организационно-техническое направление раскрывается содержание управления и состав его элементов.

Социально-экономический аспект заключается в том, что собственник средств производства осуществляет процесс производства не только в своих интересах, но и в интересах, объединенных для совместного труда работников и общества в целом.

Различают общие и специфические законы управления. К общим законам управления относятся:

Закон специализации управления;

Закон интеграции управления;

Закон экономии времени.

Закон специализации управления

Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений.

Закон интеграции управления

Интеграция, т. е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой - подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются точными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.

Закон экономии времени

Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем.

Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие Спивак Владимир Александрович

Понятие и законы управления

Понятие и законы управления

Смыслы, вкладываемые в понятие «управление» выдающимися учеными, достаточно различаются.

К. Маркс выделял и рассматривал две стороны управления : управление как вид деятельности (организационно-техническая сторона), то есть «производительный труд, выполнять который необходимо при всяком комбинированном способе производства», и управление как проявление производственных отношений и целенаправленности (социально-экономическая сторона), то есть часть регламента или правопорядка на производстве, что зависит от формы собственности на средства производства.

Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу (по Питеру Друкеру) 1 . Эту деятельность осуществляют управленцы различных уровней, то есть менеджеры.

Управление – элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление – воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Различают стихийное управление, воздействие которого на систему есть результат пересечения различных сил, массы случайных единичных фактов, и сознательное управление, осуществляемое общественными институтами и организациями.

Управление организацией – целенаправленное воздействие на систему (учреждение, предприятие, институт и т. п.) или на процесс (разработку нормативных документов, проектирование структуры управления и т. п.) 2 . По Анри Файолю, «управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» 3 .

Выделяют также понятие «наука управления». Предмет науки управления – законы и закономерности управления как целостного, комплексного и конкретного социального явления.

Важно отметить, что законы действуют не автоматически, а только через деятельность людей, при этом знание и следование законам определяет их поступки и поведение, а субъективность человека способна радикально исказить проявление закона 4 .

Закон – необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закона родственно понятию сущности. Выделяют три основные группы законов: специфические, или частные (например закон сложения скорости в механике); общие для больших групп явлений (например закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные. Познание законов составляет задачу науки.

Теории менеджмента скорее спорны, чем окончательно определены, и, хотя их развитие не вызывает сомнений, никто не даст гарантии, что теория, появившаяся на свет последней, – непременно лучшая. Нет единства даже в области терминологии. Например, Ф. Тейлор считал, что он создал «научный менеджмент», а в это же время А. Файоль говорил о «принципах менеджмента». В какой-то момент одна из научных школ может господствовать, затем ее место занимает другая, и это отражает естественный ход вещей, закон жизненного цикла, которому подчиняются не только живые системы, но также идеи и теории.

Всеобщий закон управления может звучать так: все системы управляемы . Системы, считающиеся неуправляемыми, управляются пока неизвестными и неподвластными человечеству силами на основе непознанных законов.

Есть еще один всеобщий закон управления, или принцип: необходимость научности в управлении . (Правда, существует точка зрения, что следование нравственным законам, высшему предназначению человека как наделенного душой богоподобного существа имеет большее значение для прогресса человечества, чем научный подход к познанию.) Научность управления заключается в том, что оно осуществляется на основе системного подхода в соответствии с экономическими, социально-психологическими и иными известными законами и принципами, действию которых подчиняется управляемая система.

Это означает также необходимость основанного на науке понимания многообразной природы, сущности и специфики объекта управления, построение и использование наиболее адекватных моделей и инструментов влияния. К примеру, человек не должен рассматриваться только как объект управления: с точки зрения систем управления он является большой и сложной живой социально-психологической и биологической объект-субъектной системой, воздействие на которую, по сути, представляет собой взаимодействие.

Общие законы управления следующие:

управленческое воздействие ведет к результату (в этом проявляется закон сохранения и превращения энергии);

закон адекватности воздействия природе системы : воздействие тем с большей вероятностью приведет к ожидаемым результатам, чем точнее стимул соответствует сущности, свойствам, ожиданиям системы;

закон жизненного цикла : любая система проходит этапы зарождения, бурного развития, медленного роста или стабильности, кризиса, упадка; понимание этапа развития системы помогает понять ее актуальные свойства и приоритеты;

закон «объективности субъективизма» в управлении и науке : исследователи, познавая некий объект, опираются на достигнутый к данному моменту уровень представлений о нем, на свою эрудицию, собственный подход, точку зрения, создают свою, не лишенную субъективности, модель объекта. Субъект по своей природе не может быть полностью объективен. Опираясь на субъективное представление об объекте, субъекты пытаются выдвинуть гипотезы, проверить их эмпирически, понять суть, структуру, причинно-следственные связи, особенности развития, местоположение в системе других объектов, определяющие свойства и признаки, общеродовое (филогенетическое) и индивидуальное (онтогенетическое) в объекте. Отсюда неизбежность некоторого субъективизма и ограниченности любой теории, законов развития, прогнозов поведения объекта, выводимых ученым или научной школой. Опираясь на предыдущие знания, можно и не подозревать о наличии еще непознанных качеств объекта, обусловливающих его поведение. Так, Ф. Тейлор, объясняя поведение работника и рекомендуя средства влияния на него, объективно не мог учитывать его личные особенности, поскольку в период разработки им концепции научного менеджмента психология, и психология личности в том числе, еще не сложилась как наука. Кстати, приводимые здесь законы управления представлены в соответствии с субъективной точкой зрения автора данной книги.

Можно сформулировать закон эффективного управления :

эффективность управленческого воздействия, качество результата зависит от качества управления; в свою очередь, качество управления есть результат компетентности управленца.

Закон субъективности в восприятии эффективности управления : поскольку на результаты деятельности организации оказывает влияние множество субъектов и групп с достаточно разнообразными интересами, то их оценки результатов могут не совпадать (проявление ситуационного принципа субъективной интерпретации). Вообще понимание позиции, занимаемой субъектом и представляемой им группой интересов, позволяет вникнуть в суть идей и предложений.

Закон компетентности управленца : компетенция не есть величина постоянная, она требует непрерывных усилий, обучения, накопления опыта, мыслительной работы.

Закон актуальности , или современности применяемых методов управления , необходимости опоры на самые последние научные достижения и знания. Компетентность управленца есть результат следующих факторов: глубины познания управляемой системы, адекватности используемых для управления способов и модели системы самой системе, объема и степени владения методами влияния на нее. При этом не отвергается полезность знания и применения классических и даже, казалось бы, архаических методов управления, таких как метод «кнута и пряника».

Закон экономичности управления (связан с законом адекватности): чем точнее выбран метод, тем дешевле обходится достижение нужного результата. Это означает, что система легче реагирует на воздействие, менее инерционна по отношению к нему, в общем случае требует меньше усилий и ресурсов, если воздействие учитывает ее специфику, состояние, ожидание.

Законы организаций как систем и объектов управления можно вывести, переформулировав свойства систем:

Свойства организации нельзя познать, основываясь только на знании свойств ее элементов;

Действие закона перехода количества в качество ограничивается неопределенностью необходимого для перехода количества и слабой предсказуемостью момента перехода;

От перестановки элементов системы (организации) ее свойства меняются;

Поведение организации нельзя прогнозировать на основе только ее свойств, без учета факторов внешней среды;

Каждая организация уникальна, и неправомерно подходить к конкретной организации, подразделению, бизнес-единице только с общей меркой или на основе знаний о других, даже аналогичных, организациях;

Организация способна адаптироваться к внешним и внутренним изменениям, но не до бесконечности и не абсолютно: в процессе адаптации в ней происходят изменения;

Для большой, сложной живой системы (человека, группы, организации, социума) не существует столь адекватных моделей, которые могли бы полностью и всесторонне описать систему и обеспечить прогноз ее поведения с вероятностью 100 %;

В процессе развития организациям требуется пребывание не только в состоянии изменений, но и в состоянии относительного покоя;

Каждое следующее мгновение организация уже несколько другая, чем была в предыдущее;

Внешний наблюдатель не может в точности знать внутреннее состояние организации, уровень ее напряженности;

Наблюдающий и управляющий субъект по определению не может быть объективен: он постоянно находится в плену собственных представлений, опыта, системных особенностей, психического состояния, разработанных и предпочитаемых им моделей.

Из книги Антикризисное управление: конспект лекций автора Бабушкина Елена

4. Понятие технологии антикризисного управления Любое управление – это процесс, предполагающий последовательную смену стадий, операций, методов, приемов осуществления воздействия на управляемый объект.Управление обладает закономерным содержанием, которое включает:

Из книги Менеджмент автора Дорофеева Л И

18. Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности Термин «стратегическое управление» появился в обиходе на рубеже 1960-70-х годов. Он обозначал различия между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на уровне

Из книги Логистика: конспект лекций автора Мишина Лариса Александровна

22. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие. Понятие и роль коммуникаций в управлении Коммуникация может быть определена как процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми с целью мотивирования определенного поведения или влияния на

Из книги Менеджмент: конспект лекций автора Дорофеева Л И

33. Понятие и классификация методов управления Методом управления называется совокупность приемов, способов осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив и пути решения управленческих задач. Это совокупность инструментов, приемов,

Из книги Теория управления: Шпаргалка автора Автор неизвестен

11. Принципы и законы управления логистической системой Логистическое управление является реализацией системного подхода к производственно-сбытовой деятельности.Системный подход в экономике представляет собой комплексное исследование экономической системы как

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора

1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент-не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях

Из книги Управление персоналом: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

1. Понятие управленческого решения и его местов процессе управления Управленческое решение – это продукт управленческого труда, а его принятие-процесс, ведущий к появлению этого продукта. Принятие решения – это сознательный выбор из имеющихся вариантов направления

Из книги Управленческие решения автора Лапыгин Юрий Николаевич

1. Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности Термин «стратегическое управление» появился в обиходе на рубеже 1960-70-х годов. Он обозначал различия между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на уровне

Из книги автора

1. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие Категория «структура» отражает строение, внутреннюю форму системы, состав и взаимосвязь ее элементов. Структура является показателем организованности системы. То, как организована система, влияет на ее

Из книги автора

5. Понятие и классификация методов управления Методом управления называется совокупность приемов, способов осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив и пути решения управленческих задач. Это совокупность инструментов, приемов,

Из книги автора

2. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ Наиболее распространенные определения понятия «управление»:1) определение цели и результата ее достижения с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий;2) функция организованных систем разнообразной природы (биологических,

Из книги автора

21. ПОНЯТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ «Метод» происходит от греческого слова methodos и буквально означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения

Из книги автора

Понятие и законы управления Смыслы, вкладываемые в понятие «управление» выдающимися учеными, достаточно различаются.К. Маркс выделял и рассматривал две стороны управления: управление как вид деятельности (организационно-техническая сторона), то есть «производительный

Из книги автора

Понятие управления персоналом Управлять поведением и настроением человека можно, формируя среду и/или непосредственно оказывая воздействие на личность, «играя на струнах человеческой души». Влияя на поведение, легко скатиться к манипуляции – грань здесь достаточно

Из книги автора

1.3. Персонал как объект управления, понятие и особенности управления персоналом, методы управления Управлять поведением и настроением человека можно, формируя среду и / или непосредственно влияя на личность, «играя на струнах человеческой души». Влияя на поведение, очень

Из книги автора

9.1. Понятие «проблема» и «проблемная ситуация» в системах управления Перечислим ряд определений понятия «проблема», приведенных в различных источниках.«Под проблемами обычно понимают противоречия, требующие разрешения, это своего рода трудности по преодолению

Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способом и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на три основные группы.

К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. О бъективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.

Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля

И, наконец, к третьей группе целесообразно отнести законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группе относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином «специальные».

К общим законам управления относятся:

1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности являющейся объектом управления.

2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.

3. Закон единства системы управления.

4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления, экономической природе отношений между ее подсистемами.

6. Закон единства действий законов управления.

Раскроем сущность и содержание каждого из вышеперечисленных законов.

Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности являющейся объектом управления заключается в следующем.

Управление имеет две стороны. С одной стороны оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой – отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности.

Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.


Закон преимущественной эффективности сознательного, планомерного управления гласит, что экономические системы с сознательным планомерным управлением и потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессов.

Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества.

Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.

Согласно закону единства систем управления деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.

Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект управления – это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.

Объект и субъект управления оформлены в определенные системы – управляемую и управляющую. Эти системы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления, что выражается в совершенствовании форм и методов управления. Однако, такое положение вещей абсолютно не означает пассивной роли субъекта в системе управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.

Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления, экономической природе отношений между ее подсистемами заключается в следующем.

Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.

Связь между управляющей и управляемой системами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.

Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды.

Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Иными словами, законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.

Для того, чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой – выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

Законы развития объективного мира и законы менеджмента

Каждый руководитель (менеджер) в своей деятельности неизбежно подчинен (хочет он этого или нет) действию законов природы, общества, мышления и управления.

Эти законы являются высшей ступенью познания человечества и имеют форму всеобщности. Они характеризуют:

– единство процессов объективного мира;

– связь мировых процессов;

– взаимосвязь мировых процессов;

– цельность мирового процесса.

В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества, мышления.

Это законы диалектики :

1) Закон единства и борьбы противоположностей .

Во всяком явлении или предмете существует противоположности, которые могут занимать полярные положения. Они взаимодействуют, переходят друг в друга, меняются местами, что является источником внутренних противоречий. В тоже время, эти противоречия служат внутренним источником развития. В результате возникают новые противоречия, и появляются и их конструктивные разрешения. Очевидно, что не все (и не всегда) противоположности вступают в борьбу друг с другом. Альтернативой понятию «борьба » является, например, понятие «сотрудничество ». В каждом конкретном случае – это выбор индивидуума. Возникает вопрос: не следует ли, на данном этапе эволюции человеческого мышления уточнить формулировку закона, заменив слово «борьба» на слово «сосуществование» или «взаимодействие»?

2) Закон отрицания .

Выражает последовательность восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному и характеризует замену старого новым.

3) Закон перехода количественных изменений в качественные изменения (особенно ощутим в экономике и управлении).

В сфере управления и, как частный случай, в сфере менеджмента, как в любой другой сфере сознательной деятельности общества, действуют многообразные законы. Будучи познанными и примененными, они предоставляют руководителям широкое поле для созидательной и эффективной работы.

Законы управления имеют всеобщий характер для всех общественных формаций и способов производства. Бесконечность содержания процессов и явлений объективного мира предполагает и бесконечность законов, в нем действующих.



В сфере управления (менеджмента) на современном этапе достаточно исследованы следующие законы:

1) Закон единства и целостности системы управления .

Вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, интересов (это не означает унификацию звеньев и уровней).

2) Закон обеспечения необходимого числя степеней свободы системы управления.

Число степеней свободы должно быть необходимым и достаточным. Управляющая система должна иметь больше степеней свободы, чем управляемая. Иначе, управляющая система станет тормозом в развитии управляемой системы

3) Закон необходимого разнообразия систем управления .

Системы управления, обладая разнообразием, должны отличаться внутренней структурой, пропорциями, которые определяются технологией процессов управления. Типовые структуры, схемы, системы должны служить не догмой или ограничением, а методическими указаниями к рационализации конкретной системы управления.

4) Закон соотносительности управляющих и управляемых систем.

Системы должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития.

Принципы менеджмента

Наука управления в своей основе имеет систему базовых положений, которые присущи только ей и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением.

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под принципами управления подразумеваются основные, фундаментальные идеи и представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.

Принципы управления универсальны. Они применимы и для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом, как официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным), так и неофициальным (семейным, дружеским, бытовым).

Коллектив является особенно сложным объектом управления, и принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы; ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.

Искусство управления не может опираться только на интуицию и талант руководителя. Это искусство базируется на солидной теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизации – на принципах и законах управления.

Принципы управления, непосредственно вытекающие из законов и закономерностей управления, разнообразны и имеют богатое содержание. Они имеют объективный характер и должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, положений, соглашений, договорных обязательств, законодательных актов и т.д. все сказанное выше, в равной степени относится и к принципам менеджмента, как частного случая управления.

– научность;

– системность и комплексность;

– единоначалие и коллегиальность;

– демократический централизм;

– сочетание отраслевого и территориального подходов в управлении.

Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного анализа и, прежде всего, использования всего комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, физиологии, этики, эстетики, технических и технологических наук и т.д.

Принцип системности и комплексности требует одновременно и комплексного и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность означает необходимость всестороннего охвата всей системы, учета всех сторон, всех направлений, всех ее свойств.

Любое управленческое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это обеспечивает компетентность его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое таким образом решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы. Для каждого должностного лица устанавливается своя зона ответственности.

Необходимо разумное, рациональное сочетание централизованного и децентрализованного начал в управлении на любом уровне. На уровне государства – это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия – между руководителем и коллективом. Полярности взаимно исключают друг друга. Крайняя степень демократизма – охлократия (власть толпы), анархии, вседозволенность. Крайняя степень централизма – автократия, т.е. режим предельно жесткой власти личности или центра. Необходимо разумное равновесие. Теоретически принцип демократического централизма пока очень слабо проработан.

Развитие общества тесно связано с прогрессом отраслевого и территориального управления. Здесь также необходим баланс первого со вторым. Перекос в одну или другую сторону в государстве приводит к печальным результатам (вспомним Совнархозы Никиты Сергеевича Хрущева). Другая сторона реализации этого принципы состоит в том, что интересы любой фирмы должны быть тесно увязаны с интересами населения конкретной территории. Местные власти и население, зная какие выгоды для региона последуют от активной деятельности тех или иных фирм, станут их союзниками.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность структуры управления. Типы структур управления в агропромышленном комплексе. Анализ организационной структуры управления, ее соответствия целям и стратегии развития кооператива. Оценка эффективности существующей структуры управления СПК "Нива".

    дипломная работа , добавлен 14.08.2010

    Понятие и принципы построения организационной структуры. Типы организационной структуры. Виды бюрократических структур управления оргацизацией. Виды органических структур управления организацией. Анализ организационной структуры ОАО "Черметремонт".

    курсовая работа , добавлен 12.11.2007

    Расчёт планируемой (нормативной) численности руководителей, специалистов и технических исполнителей по функциям управления. Характеристика ОАО "Ижнефтемаш". Производственная структура завода нефтяного оборудования. Численность работающих в организации.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2016

    Понятие организационной структуры. Иерархический и органический типы структур управления. Характеристика многомерной организации. Основные преимущества и недостатки линейной структуры управления. Принцип многомерной организационной структуры управления.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2010

    Система и структура управления предприятием. Этапы проектирования структуры управления. Холдинговая организация: понятие, содержание. Методы оценки эффективности деятельности предприятий. Анализ системы управления компании ОАО "Газпром", "ЭР-Телеком".

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Организационная структура управления организации: понятие, принципы, тенденции. Характеристика организационной структуры управления ООО Строительной Компании "Гарант-Поволжье " по указанию строительных услуг. Эффективные элементы моделей рабочих мест.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2012

    Характеристика законов управления и синергии, информированности и упорядоченности, развития и композиции. Закономерность как часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений, ее основные виды. Классификация принципов управления.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!