Защита прав и интересов усыновленных детей. Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика. Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, подает письменное заявление об этом с просьбой ознакомить его с находящимися в банке сведе

Цель работы заключается в исследовании усыновления как правовой формы устройства детей в семью и многозначной юридической природы правоотношений, возникших в этой связи. Эта цель достигается путём решения следующих задач: 1)рассмотрение понятия и условий усыновления; 2) изучение порядка усыновления; 3)определение правовых последствий вызываемых усыновлением для его участников; 4) рассмотрение оснований, порядка и правовых последствий отмены усыновления; 4) рассмотрение способов контроля за обеспечением прав детей.

Глава 1 Общие положения об усыновлении детей- граждан РФ
иностранными гражданами
§1 Унификация норм в области усыновления
§2 Условия и порядок усыновления российских детей иностранными гражданами
§3 Этапы усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами
§4 Правовые последствия усыновления
Глава 2 Отмена усыновления. Положение организаций, занимающихся международным усыновлением. Способы контроля за обеспечением прав
детей, усыновленных иностранными гражданами
§1 Основания и правовые последствия отмены усыновления
детей-граждан Российской Федерации иностранными гражданами и
лицами без гражданства
§2 Правовое положение организаций, занимающихся международным усыновлением
§3 Проблемы усыновления и способы контроля за обеспечением прав и интересов детей, усыновленных иностранными гражданами
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. значительное внимание уделено вопросам порядка усыновления с участием иностранцев. Так, Пленум указал: "Суду необходимо тщательно исследовать заключение компетентного органа государства о возможности заявителей быть усыновителями с целью установления отсутствия каких-либо препятствий для данного лица быть усыновителем (в частности, не имеется ли препятствий в связи с разницей в возрасте усыновителя и усыновляемого; если заявление об усыновлении подано одиноким лицом, то не является ли это обстоятельство по законодательству соответствующего государства препятствием к усыновлению ребенка и т.п.)" (п. "е" ст. 14).

При решении вопроса об усыновлении ребенка иностранными гражданами российские суды часто ограничиваются применением абз. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ, то есть ссылаются только на российское право. Сведения об иностранном законодательстве, определяющем возможность быть усыновителем, суды черпают только из представленных заявителями заключений органов их государства (такие заключения представляются заявителями в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 271 ГПК РФ). Поэтому для суда очень важно убедиться, что документ выдан органом, компетентным выдавать подобные документы. Пленум Верховного Суда РФ указал на необходимость проверять, предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения от имени компетентного органа соответствующего государства. 3

§3 Этапы усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами

Специальное регулирование существует на всех трех этапах процедуры усыновления российских детей иностранными гражданами:

- подготовительном (подготовка потенциального усыновителя, регистрация его в качестве кандидата в усыновители и подбор ребенка для усыновления);

- судебном (рассмотрение заявления об усыновлении конкретного ребенка и вынесение судебного решения) ;

- постсудебном (регистрация усыновления, постановка усыновленного ребенка на учет, последующий контроль за осуществлением усыновления и процессом адаптации ребенка в семье усыновителей). 4

Первый этап - подготовительный - в случае, когда потенциальный усыновитель - проживающий за границей иностранец, начинается с подачи лицом, желающим усыновить российского ребенка, ходатайства в компетентные органы государства. Эти органы после соответствующей проверки утверждают кандидатуру усыновителя. В то же время в России осуществляется подбор ребенка. Банк данных о детях создан в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Принято также Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием". Банк данных содержит информацию о детях, оставшихся без попечения родителей и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также информацию о гражданах, намеревающихся взять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к соответствующему оператору -Министерству образования и науки РФ или органам исполнительной власти субъектов РФ.

Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, подает письменное заявление об этом с просьбой ознакомить его с находящимися в банке сведениями о детях.

Дети могут быть переданы на усыновление иностранцам, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных.

Иностранные граждане, намеренные усыновить ребенка, подлежат централизованному учету на уровне субъекта Российской Федерации или Федерации в целом. Они обращаются с заявлением непосредственно в орган управления образованием субъекта Российской Федерации. После того как конкретным усыновителям подобран конкретный ребенок, органы опеки и попечительства решают вопрос о том, соответствует ли усыновление интересам ребенка. Их вывод основывается на заключении о возможности лица, желающего усыновить ребенка, быть усыновителем. Принимается во внимание также отношение ребенка к будущему усыновителю и другая информация. Эти данные кладутся в основу заключения, которое органы опеки и попечительства предоставляют суду.

Второй этап - судебное усыновление - регулируется положениями гл. 29 ГПК РФ и гл. 19 СК РФ.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 апреля 2006 г. рекомендовал судам уже при подготовке дела к судебному разбирательству истребовать от органа опеки и попечительства:

- документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации или на усыновление родственникам ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников;

- документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

Документы, содержащие информацию о принятых органами опеки и попечительства, региональным и федеральным оператором мерах по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (п. 7 ч. 2 ст. 272 ГПК РФ, ст. 6 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей")

Эти документы суд исследует с целью установления, с какого времени сведения о ребенке находились в федеральном банке данных о детях, правильно ли были указаны сведения о ребенке, предлагался ли он на воспитание в семьи российских граждан, проживающих в России, либо на усыновление его родственникам и, если предлагался, то по каким причинам указанные лица отказались от принятия ребенка на воспитание в семью. Суд вправе допросить в качестве свидетелей родственников ребенка и других лиц.

В целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления суд в соответствии с ст. 273 ГПК РФ рассматривает дела данной категории в закрытом судебном заседании. В этих же целях участвующие в деле лица предупреждаются о необходимости сохранения в тайне сведений об усыновлении и о возможности привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя, совершенное из корыстных или иных низменных побуждений, либо за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя лицами, обязанными хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну.

В целях обеспечения тайны усыновления возможно изменение по просьбе усыновителей имени, отчества и фамилии усыновляемого ребенка. Усыновители, по их просьбе, могут быть записаны в книге записей о рождении ребенка в качестве родителей усыновленного. При рассмотрении дела об установлении усыновления суд исходя из интересов ребенка может вынести решение о сохранении усыновляемому фамилии родителей, отчества по имени отца, а также данных о родителях (например, если против изменения возражает сам усыновляемый, достигший 10 лет, желающий сохранить память о родителях или когда, о записи в качестве родителя усыновляемого просит усыновитель, состоящий в кровном родстве с его отцом или матерью).

Возможно также изменение даты рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца (т.е. усыновленный в пределах 3 месяцев может быть записан ранее или, наоборот, позднее его фактического рождения, нА-пример, в случае имитации усыновительницей беременности; при наличии в семье другого ребенка; при желании сохранить дату рождения умершего кровного ребенка и др.). Все в тех же целях сохранения тайны усыновления возможно также изменение места рождения ребенка. 5

После вынесения судебного решения и в течение трех дней со дня вступления его в законную силу суд направляет выписку из решения в орган записи актов гражданского состояния для государственной регистрации усыновления. Регистрация усыновления производится в соответствии с правилами Ст.39 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

Суд в течение трех дней с момента вступления решения в законную силу должен направить выписку из решения в орган Загса по месту нахождения суда.

Регистрация производится по устному или письменному заявлению усыновителей, поданному в течение месячного срока со дня вступления суда в законную силу. Усыновители (усыновитель) вправе уполномочить в письменной форме других лиц, сделать заявление о государственной регистрации усыновления ребенка.

3 этап - постановка на учет. После выезда ребенка - гражданина РФ в государство гражданства усыновителя он ставится на учет в консульском учреждении РФ в соответствующем государстве. 29 марта 2000 г. Правительством России утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. На консулов возложена гарантированная Конституцией РФ (ч. 2 ст.61) защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами.

Учет информации о постановке детей на консульский учет ведут органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки РФ.

§4 Правовые последствия усыновления

Усыновление влечет за собой правовые последствия. Исходя из смысла закона, усыновители, в первую очередь, наделяются родительскими правами и обязанностями, которые утрачивают кровные родители ребенка. Требование закона, обязывающее родителей воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, в полной мере относится и к усыновителям, добровольно берущим на себя обязанности по воспитанию усыновленного ими ребенка.

Усыновители, так же как родители, обязаны материально содержать своих усыновленных детей. При злостном уклонении от уплаты алиментов усыновители могут быть привлечены к уголовной ответственности на основании ст. 157 УК РФ. Усыновленные дети, в свою очередь, обязаны заботиться о своих приемных родителях (усыновителях) и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи усыновителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных усыновленных детей.

Усыновленный, а также усыновитель (и его родственники) приобретают в результате усыновления права и обязанности, предусмотрены нормами различных отраслей законодательства, одним из оснований, для возникновения которых является факт родства. Так, в соответствии с нормами наследственного права при наследовании по закону усыновленные по отношению к усыновителям, а усыновители по отношению к усыновленным являются наследниками первой очереди. Усыновители, являясь законными представителями несовершеннолетних усыновленных детей, совершают гражданские сделки от имени детей, не достигших 14 лет (малолетних), или дают согласие на совершение сделок детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Права и обязанности усыновителей по распоряжению имуществом детей определяются согласно ГК (ст. 37) и СК. Усыновители отвечают за вред, причиненный несовершеннолетним ребенком, не достигшим 14 лет, если не докажут, что вред возник не по их вине, а также несут субсидиарную (дополнительную) ответственность за вред, причиненный детьми в возрасте от 14 до 18 лет, при отсутствии у детей доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда.

Основываясь на принципе полного приравнивания усыновленных к родным детям усыновителя, а также руководствуясь нравственно-этическими соображениями, закон запрещает браки между усыновленным и усыновителем. Другие родственные связи, создаваемые в результате усыновления, не являются препятствием к заключению брака. Так, может быть заключен брак между усыновленным и родной дочерью усыновителя. 6

По общему правилу правовые отношения между усыновленным ребенком и родителями прекращаются с момента усыновления безотносительно к тому, усыновлен ребенок супругами совместно или одним из них. Однако при усыновлении ребенка одним лицом закон предусматривает возможные исключения из общего правила. Так, могут быть сохранены права и обязанности матери (по ее желанию), если усыновителем является мужчина, или отца, если усыновителем является женщина, как в отношении самого ребенка, так и в отношении его родственников. Такое положение, как правило, имеет место, когда ребенка усыновляет отчим или мачеха. В этих случаях за матерью или отцом полностью сохраняются все права и обязанности родителя.

СК допускает возможность сохранения правовых отношений усыновленного ребенка и с другими близкими родственниками. По просьбе родителей умершего отца (матери) ребенка, то есть дедушки (бабушки) ребенка, могут быть сохранены правовые отношения между ними и их внуком (внучкой). Это положение отражает гуманность семейного законодательства, щадящего чувства людей, потерявших сына (дочь) и желающих сохранить хотя бы внуков. Такое решение возможно и при отсутствии согласия усыновителя. Определяющим моментом является обеспечение интересов усыновляемого ребенка.

Из общего правила о полной утрате усыновленным ребенком всех имущественных прав, основанных на факте родства (см. ст. 137 СК), имеется одно существенное исключение, предусмотренное данной статьей. Если к моменту усыновления ребенок имел право на пенсию или пособие, полагающееся по случаю потери кормильца, он сохраняет это право также и при его усыновлении. Аналогичное правило предусмотрено пенсионным законодательством. Следовательно, в тех случаях, когда родители (или один из них) умирают до производства усыновления, пенсия или пособие по случаю потери кормильца могут быть назначены и после усыновления. Если смерть родителей наступила после производства усыновления, пенсия (пособие) назначены быть не могут.

За пределами исключений, предусмотренных статьями 137 и 138 СК, после усыновления никаких взаимных личных и имущественных прав и обязанностей между усыновленным и его родственниками по происхождению не существует. В пользу усыновленных нельзя взыскать алименты с их кровных родителей, а родители, в свою очередь, не вправе требовать выплаты средств на свое содержание от своих совершеннолетних детей, усыновленных другими лицами. Усыновленные дети и их кровные родители не являются по закону и наследниками друг друга.

Задайте вопрос юристу бесплатно!

Кратко опишите в форме вашу проблему, юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит в течение 5 минут! Решим любой вопрос!

Задать вопрос

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу

Оперативно

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист

Финансовая поддержка от государства

В случае оформления мер государственной поддержки, предназначенной для семей с детьми, усыновленные дети входят в состав семьи. Они приравниваются к кровным. Гражданин имеет право получить для них все те же виды помощи, что и для биологических.

Кроме того, закон предусматривает ряд особых мер поддержки для семей, усыновивших детей:

  1. Единовременное пособие при усыновлении. В 2020 году оно составляет около 17 500 р. Сумма может быть увеличена за счет районного коэффициента.

Величина выплаты изменяется, ели граждане приняли в семью сиблингов (братьев и сестер), ребенка в возрасте от 7 лет и ребенка-инвалида. В этом случае пособие составит 133 560 р. Если детей 2 или более, пособие выплачивается на каждого.

Средства перечисляются один раз по заявлению усыновителя в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда об усыновлении.

  1. Ежемесячное пособие. На федеральном уровне такая выплата не предусмотрена. Однако в отдельных регионах, в случае усыновления ребенка, который был под опекой более 3 лет, сохраняется опекунское пособие. Его сумма равняется величине пособия для подопечных в регионе. Такая мера поддержки предусмотрена, например, законодательством Алтайского края.

С момента усыновления, ребенок теряет все льготы и меры помощи для детей, оставшихся без попечения родителей. В том числе право на получение жилого помещения.

Однако усыновители приобретают право на материнский капитал. Средства выплачиваются усыновительнице, если них более 1 ребенка, и она ранее не использовала меру поддержки.

Кроме того, материнский капитал может быть у ребенка. Если родители умерли или лишены прав до использования сертификата, то право передается ребенку. В этом случае замещающие родители не могут оформить еще один сертификат.

Права на имущество ребенка

Как и кровные родители, замещающие не имеют прав на детское имущество. Однако они должны обеспечивать его сохранность и могут распоряжаться им с разрешения отдела опеки.

Доходы ребенка

№ п/п Вид доходов Комментарий
1 Ежемесячные алименты от кровных родителей Сохраняются, если при усыновлении сохранены имущественные и личные неимущественные права родителя. Возможно, если несовершеннолетний усыновляется только одним гражданином.
2 Алименты на счета ребенка, выплаченные ранее Средства считаются имуществом несовершеннолетнего. Но усыновитель имеет право их снять и израсходовать в детских интересах с согласия отдела опеки.
3 Пенсия по потери кормильца Если усыновленный был сиротой и получал пенсию, то выплата сохраняется и после вступления решения суда в силу. Средства поступают на счет ребенка и расходуются с разрешения опеки.
4 Наследство и другое детское имущество В первую очередь усыновитель должен обеспечивать его сохранность. Он может использовать его. Но продажа возможна только с согласия опеки. Расходы по содержанию имущества возлагаются на усыновителей.
5 Наследование детского имущества В случае гибели ребенка, усыновитель относится к наследникам первой очереди, вместо кровных родителей.

Отпуск

С 2001 года постановлением Правительства РФ № 719 установлены особые отпуска для трудоустроенных граждан, которые усыновили детей:

  1. При усыновлении новорожденного – 70 дней с момента рождения.
  2. При усыновлении 2 новорожденных – 110 дней с момента рождения.
  3. При усыновлении несовершеннолетнего в возрасте до 3 лет – до достижения ребенком 3 дет.

Период отдыха предоставляется работнику по его заявлению. Получить отпуск может только один из усыновителей, если несовершеннолетний был усыновлен семейной парой.

Важно! По инициативе усыновительницы, отпуск по усыновлению может быть заменен на отпуск по беременности и родам. Для этого необходимо получить больничный лист на основании решения суда и свидетельства о рождении ребенка.

Тайна усыновления

Замещающие родители самостоятельно принимают решение о сохранении тайны усыновления (ст. 139 СК РФ) или ее разглашении. Хотя психологи рекомендуют не скрывать данные о принятии ребенка в семью, многие замещающие родители желают утаить данную информацию.

Закон предусматривает необходимость сохранения тайны для всех граждан, которые знают об усыновлении в связи с исполнением служебных обязанностей.

К ним относятся:

  • специалисты отдела опеки;
  • сотрудники детского дома;
  • работники дома малютки;
  • специалисты суда и судья;
  • сотрудники школы замещающих семей;
  • служба сопровождения;
  • коллеги усыновителя.

К ответственности могут быть привлечены те коллеги усыновителя, который узнали о ребенке связи с исполнением обязанностей. Например, бухгалтерия при оформлении отпуска в связи с усыновлением (

Дети - главная ценность в жизни каждого родителя, которые являются не только самыми близкими людьми, но и непосредственными субъектами реализации родительских прав и обязанностей взрослых людей. Однако некоторые обстоятельства и ситуации способны лишить детей внимания и опеки родителей, что может быть спровоцировано процедурой ограничения, лишения родительских прав, пропажи или смерти родителей.

Так как подрастающее поколение является основой развития общества и страны, то государство разработало исполнительные и правовые механизмы, которые позволяют обеспечить лишенным родителей и опеки детям достойный уход, условия проживания и достаточно внимания для развития, самореализации и образования. Защита прав детей оставшихся без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется ответственными исполнительными органами, которые специализируются на организации опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей.

Перечень случаев, когда дети считаются оставшимся без попечения родителей

Судьба и благополучие всех детей небезразличны государству, поэтому законодательная база предусматривает особое отношение к детям, которые остались без опеки родителей. Подобные процессы предусматриваются и гарантируются не только отечественными юридическими актами, но и закрепляется в международных правовых нормативах.

В соответствии с законодательством, дети и подростки, которые на определенный или ограниченный срок, постоянно или временно были лишены своего привычного семейного окружения, имеют законное право на социальную опеку, всестороннюю помощь, правовую поддержку и защиту со стороны государства.

Такими же привилегиями имеют возможность воспользоваться дети, которые с целью обеспечения собственных интересов были лишены своего привычного окружения определенными действиями со стороны судебных или исполнительных органов.

Согласно с действующей законодательной базой в сфере семейного права, детьми, которые были лишены попечения родителей, считаются следующие категории граждан:

  • Лица, которые не достигли совершеннолетия до 18 лет и до этого момента были лишены родительской опеки;
  • Граждане в возрасте от 18 до 23 лет, при условии, что они были лишены родительского внимания и опеки до наступления совершеннолетия.

Подспорьем для отношения детей к данной категории является лишение лиц всех проявлений опеки и попечения, к которым относятся полноценный уход, надежная охрана, должное воспитание и забота о психическом и физическом здоровье.

Основные ситуации, в связи с которыми дети и подростки могут считаться лишенными родительского внимания, могут сопровождаться следующими обстоятельствами:

  • Смерть родителей или единственного родителя, если опека ребенка возлагалась только на одного гражданина;
  • Родители были лишены судебными органами родительских прав при наличии серьезных оснований;
  • Родители были признаны недееспособными в связи с наличием серьезных нарушений психики или же развития опасных болезней в хронической форме;
  • Родители находятся в местах лишения свободы;
  • Родители всячески уклоняются и избегают воспитания собственных детей, не соблюдают обязанностей по защите интересов и прав несовершеннолетних;
  • Родители детей были изначально не известны и не установлены государственными органами;
  • Лица добровольно отказались забирать детей из любых государственных учреждений: лечебных, воспитательных, социальных и др.;
  • Граждане были официально признаны умершими или безвестно отсутствующими.

Соответственный статус лица, лишенного родительской опеки приобретают не только те дети, которые по каким-либо причинам утратили внимание родных родителей, но и при отобрании детей у лиц, на которых законом были возложены обязанности приемных родителей. Вопрос отсутствия ответственного лица, которое выполняет действия по уходу, заботе и финансовому обеспечению несовершеннолетних, не может быть закрыт без судебного или административного разбирательства.

Права детей, оставшихся без попечения родителей

Несовершеннолетние дети и лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые подпадают под действие соответствующего законодательства и были лишены родительской опеки или же прибывают в государственных организациях по защите детей, лишенных попечительства, имеют все стандартные права:

  • Право общаться со своими родителями и членами семьи при проживании в полной семье, неполной, а также в процессе пребывания в государственных учреждениях или трудных жизненных обстоятельствах;
  • Получать защиту прав и законных интересов со стороны родителей или же должностных лиц, особенно - в процессе злоупотребления правами со стороны посторонних лиц;
  • Выражать свое мнение при решении любого вопроса, которое является решающим для защиты интересов ребенка. Мнение ребенка должно учитываться при ведении судебных разбирательств и принятии решений со стороны государственных учреждений.

Помимо общих прав, которые гарантируются всем детям, включая особые категории несовершеннолетних и лицам в возрасте от 18 до 23 лет, дети, лишенные родительской опеки, имеют права на следующие гарантии и возможности:

  • Финансовое содержание и материальное обеспечение.
  • Правильное воспитание.
  • Полноценное образование.
  • Всестороннее развитие.
  • Уважение со стороны общества и государственных учреждений.
  • Защита прав и интересов со стороны государственных органов.
  • Получение полагающихся социальных пенсий, алиментов, пособий и других социальных выплат.
  • Сохранение прав собственности или пользования на жилье.
  • Получение жилой площади со стороны государственных учреждений в соответствии с законодательной базой.

Таким образом, дети, которые по каким-либо причинам были лишены родительской опеки, имеют законное право на защиту и обеспечение соблюдения прав со стороны социального общества, непосредственного окружения и государственных учреждений.

Органы опеки и попечительства

Защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется органами опеки. Государственная опека и попечительство устанавливаются над детьми, которые были лишены родительской опеки. Подобные органы берут на себя обязанности по обеспечению всех неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, которые не могут самостоятельно защищать и реализовать собственные права, обслуживать себя и финансово обеспечивать. Права и обязанности данных учреждений предусматриваются действующей законодательной базой. Установление опеки и попечительства над лицами без родительской опеки происходит по месту жительства лица, которое нуждается в опеке, а также осуществляется двумя путями:

  • В процессе судебного разбирательства;
  • Впоследствии разбирательства органов опеки и попечительства.

Государственные органы по обеспечению опеки и попечительства на законной и правовой основе имеют следующие полномочия и обязанности:

  • Выявление и учет детей, которые были лишены родительского внимания.
  • Обращение с исковыми заявлениями для установления опеки и попечительства.
  • Надзор и контроль над обеспечением всех прав и возможностей подопечных.
  • Контроль над совершением сделок с имуществом, а также управлением несовершеннолетних.
  • Представление законных интересов и обеспечение прав подопечных.
  • Проверка условий жизни, надлежащего воспитания и ухода за несовершеннолетними.
  • Надзор за деятельностью опекунов и государственных организаций в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, государство полностью гарантирует соблюдение всех прав детей, которые были лишены родительской опеки по причинам добровольного устранения родителей или из-за сложных жизненных обстоятельств.

Ермаков А.В., старший помощник Домодедовского городского прокурора, юрист 2-го класса.

Осенью прошлого года Государственная Дума РФ направила Правительству РФ парламентский запрос о необходимости принятия неотложных мер по государственной защите прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами. Появление такого запроса было спровоцировано очередным фактом убийства за рубежом усыновленного российского ребенка. 2 июля 2005 г. 33-летняя гражданка США Пегги Хилт забила до смерти свою приемную дочь из России. Этот случай, ставший известным в нашей стране благодаря многочисленным публикациям в средствах массовой информации, вновь напомнив об остроте проблемы охраны прав российских граждан за границей, к сожалению, не привел хотя бы к ее частичному разрешению.

За последние 15 лет было зафиксировано 14 случаев убийства детей, усыновленных из России. О неприменимости этих данных к оценке ситуации в отношении российских детей за рубежом в целом можно уверенно утверждать, учитывая, что такая статистика сформирована лишь из фактов, получивших публичную огласку. Сколько детей вне пределов Российской Федерации погибает от рук приемных родителей, точно сказать невозможно. Так же как нельзя сказать, сколько наших детей становятся жертвами побоев, издевательств, работорговли, сексуального насилия и др. На сегодняшний день в России нет ни одного органа, отвечающего за судьбу несовершеннолетних, усыновленных иностранными гражданами. Как это происходит? Попробуем разобраться.

Правовой институт международного усыновления в нашей стране имеет достаточно продолжительную историю. Предусматривающие его нормы содержатся уже в Основах законодательства Союза ССР и Союзных республик о браке и семье от 27 июня 1968 г. В соответствии со ст. 35 Основ усыновление советского ребенка иностранными гражданами вне пределов страны могло быть произведено в консульском учреждении СССР с разрешения уполномоченного на то органа союзной республики. Международное усыновление на территории СССР, в том числе детей, являвшихся иностранными гражданами, производилось по советскому законодательству <*>.

<*> Основы законодательства СССР о браке и семье // Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 27. Ст. 241.

Несмотря на наличие юридических условий, иностранное усыновление в те времена не имело распространения, и тем более столь широкого, какое начало приобретать с принятием нашей страной Декларации ООН о социальных и правовых принципах защиты и благополучия усыновленных или взятых на воспитание детей <*>, а затем, в 1989 г., Конвенции ООН о правах ребенка <**>. Официально считается, что первый российский ребенок был принят в семью иностранцев - граждан США - в 1991 г.

<*> Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1986 г.) // Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: Сборник универсальных и региональных международных документов / Сост.: Л.В. Корбут, С.В. Поленина. М., 1998.
<**> Постановление Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. "О ратификации Конвенции о правах ребенка" // Там же.

Стремительное включение России в международно-правовые отношения в области усыновления сразу же выявило недостатки отечественного законодательства, в том числе в части отсутствия норм, обеспечивающих приоритет российского усыновления над зарубежным, а также норм, предупреждающих ущемление прав и законных интересов детей. Во избежание возможных злоупотреблений с декабря 1992 г. и до вступления в 1996 г. в законную силу Семейного кодекса РФ усыновление иностранными гражданами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было ограничено только исключительными случаями <*>.

<*> Постановление Верховного Совета РФ от 18 декабря 1992 г. N 4132-1 "О неотложных мерах по упорядочению усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, гражданами других государств" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 52. Ст. 3061.

Сегодня действующее законодательство устанавливает, что усыновление, т.е. возникновение между взрослым и ребенком правоотношений родственников по происхождению, является предпочтительной формой особой защиты и помощи, предоставляемой государством детям, лишенным своего семейного окружения. Усыновление в другой стране актуализируется, если в России несовершеннолетний не может быть помещен в семью, способную и желающую обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода является невозможным <*>.

<*> См. подробнее об этом: Косова О. Особенности международного усыновления // Законность. 2001. N 1.

Аналогичная позиция выражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей". Так, согласно п. 14 данного Постановления усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ, гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание (усыновление, опека, попечительство, приемная семья или иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законами субъектов РФ) в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников <*>.

<*>

Иностранное усыновление допускается в отношении несовершеннолетних, не обретших дееспособность в силу возраста или прохождения специальных правовых процедур (эмансипация), родители которых: умерли; неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав; дали в установленном порядке согласие на усыновление. Обустройство детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из основных функций органов опеки и попечительства.

Отношения усыновления возникают с момента выявления детей, подлежащих таковому. Орган опеки и попечительства, содействуя с работниками жилищных органов, органов загса, суда, иными должностными лицами, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны с работой с несовершеннолетними и располагают сведениями об их положении, обязан прилагать все усилия к выявлению детей, лишенных родителей или их должного внимания. Получив из тех или иных источников информацию об утере ребенком родительской заботы и воспитания, в целях ее проверки орган опеки в трехдневный срок проводит обследование условий его жизни. Если сведения подтверждаются, то орган опеки регистрирует их в установленном порядке, после чего в течение месяца обеспечивает устройство ребенка в приемную семью, и в случае неудачи - направляет имеющуюся информацию для учета в региональном банке данных. И уже на этом этапе складываются условия для множественных нарушений законодательства, влекущих ослабление защиты прав и интересов детей.

Вопреки правовым принципам международное усыновление давно превратилось в доходное предпринимательство, агентами которого в числе многих являются работники органов опеки и попечительства. Иностранцы готовы платить и платят от 15 до 80 тысяч долларов за каждого усыновленного ребенка, и эти деньги с легкостью оседают в карманах чиновничества. Необходимо лишь формально отнестись к обязанности устройства одинокого ребенка на воспитание в российскую семью, повременить, а затем и вовсе забыть о необходимости передачи сведений в банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В 1999 г. проводилась прокурорская проверка деятельности органов опеки и муниципальных органов образования в сфере усыновления, которая показала, что за рамками интегрированного учета оставались около 80 процентов осиротевших и лишенных родительской заботы детей. Как оказалось, в основном банк пополняли сведения о детях-инвалидах, детях, страдающих тяжелыми заболеваниями или обладающих увечьем, иными словами, о детях, "непривлекательных" для продажи иностранным усыновителям <*>. С того времени ситуация так и не улучшилась <**>.

<*> Представление Генеральной прокуратуры РФ от 30 июля 1999 г. N 21-17-99 "О нарушении законодательства об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Официальные документы в образовании. 1999. N 20.
<**> Справка Генеральной прокуратуры РФ об ответственности за незаконные действия по усыновлению детей от 17 ноября 2004 г. // www.balance.sampo.ru/ravnovesie/7.html.

Неучтенность детей означает, что информацией о них не обеспечены российские кандидаты в усыновители. В то же время иностранные граждане недостатка в ней не знают. Сведения о детях в объеме, "нарушающем" законодательство о личной тайне, распространяются на зарубежных сайтах Интернета, в приватном порядке предоставляются иностранным организациям, представляющим интересы усыновителей. Вопреки установленному порядку иностранцы получают возможность встретиться с ребенком еще до того, как его данные будут зафиксированы в информационной базе. Достаточную распространенность имеет практика усыновления под видом выезда детей-сирот на отдых за рубеж по приглашению иностранных компаний. Таким образом, если в отношении российских усыновителей работа органов опеки и попечительства часто сводится к подбору детей только тем гражданам, которые сами обратились с такой просьбой, то в случае с иностранцами их деятельность приобретает должный инициативный и творческий характер.

Конечно же, при таком положении необходимы меры, обеспечивающие выполнение органами, компетентными в вопросах защиты прав и интересов одиноких и безнадзорных детей, возлагаемых на них задач. К числу таких мер относится контроль, который, как показывают наши исследования, в отношении органов опеки и попечительства очевидно недостаточен.

Закон утверждает, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления <*>, которые в этом качестве выполняют надзор на территории РФ за деятельностью опекунов, попечителей и усыновителей, решают отдельные вопросы обучения и содержания детей-сирот и безнадзорных детей в образовательно-воспитательных учреждениях, осуществляют криминологическую профилактику среди несовершеннолетних и др. Наделяя органы опеки и попечительства обширными функциями и полномочиями, в том числе и властными, законодатель абсолютно устраняется от упорядочения их деятельности. Передавая сферу опеки и попечительства в исключительную компетенцию муниципалитетов, закон фактически подразумевает свободный, стихийный, неоднородный, а порой неграмотный <**> характер ее организации. Соответственно, гарантированный контроль остается лишь за правоохранительными органами.

<*> См.: п. 1 ст. 34 Гражданского кодекса РФ // СЗ РФ. 1994. N 31. Ст. 3301.
<**> Здесь необходимо учитывать и недолгую историю существования института опеки и попечительства в его современном содержании.

Но и с правоохранительным контролем возникают значительные трудности, опять же обусловленные включенностью опеки и попечительства в муниципальную компетенцию. Действующие правовые нормы не обязывают муниципальные власти учреждать самостоятельные органы, осуществляющие опеку и попечительство <*>. Как правило, их функции возлагаются на уже действующие службы: органы образования, местные администрации и т.п. Нередки случаи распределения функций и полномочий в сфере опеки и попечительства среди нескольких органов. Многообразие форм организации работы в сфере опеки и попечительства создает сложности в осуществлении, к примеру, прокурорского надзора над исполнением законов в сфере международного усыновления, над соблюдением прав детей, лишенных семейного окружения, делая нелегкой выработку единых форм и методов этой деятельности. По этой же причине проблематично установление, в том числе в ходе проведения криминального дознания, должностных лиц, ответственных за нарушения прав детей, процедур и правил усыновления.

<*> См.: ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Судебный контроль на сегодняшний день также малоэффективен. Согласно положениям Семейного кодекса РФ любое усыновление на территории России производится судом. Органы опеки и попечительства являются обязательными участниками такого судебного разбирательства. При подготовке к рассмотрению дела об усыновлении ребенка иностранными гражданами судья обязывает их представить соответствующее заключение, подготовка которого подразумевает производство органами опеки и попечительства ряда мероприятий: обследование условий жизни усыновителей (как правило, на основе документов, выданных уполномоченными органами государства их проживания/гражданства); получение согласия ребенка на усыновление и на возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей в качестве его родителей; при необходимости получение согласия родителей, законных представителей ребенка; получение согласия на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения по месту нахождения ребенка; проверка факта наличия сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных; установление факта невозможности передачи ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации или на усыновление родственникам ребенка независимо от их гражданства или места жительства. Представленные органом опеки документы рассматриваются судом, как правило, на основе приоритета доверия к властным структурам. Сомнения в их подлинности и, следовательно, перепроверка достоверности отраженных в них сведений возникают в исключительных случаях. Кроме того, действия по устройству ребенка на семейное воспитание и т.п. относятся к сфере усмотрения органов опеки и попечительства, поэтому оценка их полноты (как свидетельство невозможности такого устройства) носит субъективный и непредсказуемый характер как со стороны этих органов, так и со стороны судьи.

Заметим также, что почти безграничная роль органов опеки и попечительства в процедурах усыновления сводит к минимуму так называемый горизонтальный контроль, т.е. контроль над их действиями со стороны одноуровневых органов иных ветвей власти, что является фактором высокой латентности правонарушений в этой сфере.

Описанная выше ситуация с сокрытием от легального учета и противозаконным распространением среди зарубежных кандидатов в усыновители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, детально повторяется на уровне региональных органов информационного учета. В соответствии с действующими нормами региональный оператор формирует государственный банк данных о детях на основании сведений, поступивших из органов опеки, осуществляет учет этих детей и организует их устройство на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на ее территории. Если в течение месяца с даты учета ребенок не был устроен на воспитание в семью, сведения о нем в 3-дневный срок направляются федеральному оператору государственного банка <*>. Хотя в отношении органов информационного учета детей, оставшихся без попечения родителей, помимо прочего действует внутренний контроль системы исполнительной власти, благоприятные условия для утаивания и злоупотребления имеющейся информацией создаются текущими и официально признаваемыми трудностями в создании федерального банка данных Министерством образования РФ <**>. Неразрешенность проблемы федерального учета приводит к ограничению по умолчанию действия очень перспективной нормы Семейного кодекса РФ о допустимости иностранного усыновления только в отношении детей, числящихся в федеральном банке не менее шести месяцев (абз. 2 п. 4 ст. 124 СК РФ), ее фактическому неприменению в деятельности государственных органов <***>.

<*> Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О Государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" // СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1434.
<**> Сейчас на федеральном учете состоит лишь 180 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Всего же таковых по России насчитывается около 800 тыс. (см. подробнее: Цена усыновления российского ребенка для иностранцев // Газета. 2005. 16 нояб.).
<***> Пленум Верховного Суда РФ Постановлением от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" (Российская газета. 2006. 3 мая) обратил внимание судов на необходимость исполнения указанной нормы Семейного кодекса РФ. Также принято Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2006 г. N 210 (Российская газета. 2006. 18 апр.), устраняющее коллизии между Семейным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 в части сроков получения иностранными кандидатами в усыновители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей. Очевидно, что эти меры направлены на исправление сложившейся ситуации. Однако сейчас ввиду незначительности прошедшего времени рано говорить о положительных изменениях или прогнозировать таковые.

Судебные органы помимо контрольной также выполняют собственную правозащитную функцию. Рассмотрение дел об усыновлении производится в порядке особого производства, предназначенного для подтверждения наличия либо отсутствия юридических фактов в целях создания для заинтересованного лица условий осуществления им личных либо имущественных прав. При разрешении требования об усыновлении судья опрашивает участвующих в деле лиц (усыновителей, представителей органов опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, опекуна и др.) и выясняет все значимые обстоятельства. Дополнительно могут быть привлечены родители ребенка, другие заинтересованные лица, в частности родственники ребенка, учреждение, в котором находится ребенок, и сам ребенок в возрасте от десяти до четырнадцати лет. В процессе судопроизводства также внимательно исследуются все представленные участниками документы <*>.

<*> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" // Российская газета. 2006. 3 мая.

При изучении вопроса о допустимости усыновления судья обязан учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя, состояние его здоровья, а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком, а также материальные и жилищные условия жизни будущих усыновителей. Выносимое решение должно базироваться на уверенности судьи, что в результате усыновления будут обеспечены условия, необходимые для его полноценного физического и психического развития.

В отношении иностранных граждан судья существенно ограничен в средствах выяснения их личностных качеств и материального положения. Как правило, приходится руководствоваться заключением, выданным компетентным органом государства проживания/гражданства усыновителей, об условиях их жизни и возможности быть усыновителями, а также разрешением на въезд ребенка и его постоянное жительство в этом государстве. При этом не всегда возможной является проверка подлинности этих документов, что часто приводит к принятию решений, не отвечающих интересам ребенка <*>.

<*> См. подробнее: Конвенция ООН, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. N 6; Завражнов В. Усыновление иностранцами детей - российских граждан // Российская юстиция. 2001. N 7.

Гражданский процессуальный кодекс предусматривает обязательное участие прокурора в делах об усыновлении. Его роль определяется общим предназначением прокуратуры защищать права и интересы граждан и осуществлять надзор над исполнением законов. Задачей прокурора является проверка соответствия закону действий и решений всех участвующих в процессе лиц. Вместе с тем закон упускает, в каких формах должна здесь проявляться деятельность прокурора. Ввиду отсутствия такой конкретизации очевидно, что на защиту прав и интересов детей в ходе производства дел об усыновления прокурор может привлекать все доступные средства надзора, как-то: внесение кассационного или надзорного представления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам на необоснованное или незаконное решение, определение или постановление суда; выступление с заявлениями и ходатайствами; выражение мнения по значимым вопросам; дача заключения и т.п. Однако на практике эти возможности реализуются прокурорами лишь при наличии отдельных сведений о совершающемся правонарушении, в большинстве же случаев их участие в рассмотрении дел об усыновлении носит формально-присутственный характер.

После установления усыновления ребенка иностранными гражданами основным субъектом ювенальной охраны становятся консульские органы. Консульские отношения, устанавливаемые согласно правилам и нормам международного права, главной своей целью имеют защиту и помощь в реализации на территории государства пребывания прав и интересов граждан представляемого государства <*>. Исполняя правозащитную функцию, в силу положений международного и национального права консульские учреждения обретают особый статус в отношении усыновленных иностранными гражданами детей, отличаемый обязанностью прилагать все усилия к тому, чтобы они в полном объеме пользовались всеми правами, представленными законодательством государства пребывания и международными договорами, а также чтобы не нарушались их права и интересы, защищаемые законодательством Российской Федерации.

<*> Конвенция ООН о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. // СПС "КонсультантПлюс". См. также двусторонние консульские конвенции в сб.: Консульские конвенции, заключенные Российской Федерацией с иностранными государствами в 1992 - 2003 гг. М.: МИД России, 2004.

Условием должного поведения консульского учреждения является постановка усыновленного ребенка на консульский учет, обязательство о которой иностранные граждане принимают еще на этапе их регистрации в качестве усыновителей операторами Государственного банка данных Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей. Это обязательство должно быть выполнено в 3-месячный срок с даты въезда усыновленного ребенка в государство проживания, но отсутствие каких-либо гарантий его выполнения в виде санкций или принуждения усыновителей априори придает ему добровольный характер. В такой ситуации ежегодно направляемые консульствами в МИД России отчеты о гражданах, состоящих на консульском учете, по замыслу ориентированные на выявление полноты последнего, могут использоваться лишь в справочном назначении.

Обладая правом свободного доступа и сношения с гражданами Российской Федерации, правом представлять их интересы в органах государства пребывания, консулы не наделены обязанностью, не несут ответственности за выявление правонарушений, совершаемых в отношении детей, усыновленных иностранными гражданами и проживающими на территории консульского округа.

Обязательство по осуществлению контроля над условиями жизни и воспитанием усыновленных детей и представлению отчетов и информации о положении ребенка в приемной семье, а также по осуществлению контроля над постановкой усыновленного ребенка на учет в консульском учреждении принимают на себя иностранные организации по усыновлению, желающие открыть представительство на территории Российской Федерации. Неисполнение этого обязательства может стать основанием для отказа в аккредитации иностранной организации и прекращения деятельности ее российского представительства <*>. Однако опять же установленный порядок не решает проблемы контроля над условиями жизни детей за рубежом, поскольку не распространяется на случаи независимого международного усыновления, т.е. самостоятельных действий иностранных граждан по усыновлению без обращения в аккредитованные организации. Доля таких усыновлений на сегодняшний день достигает 20 процентов.

<*> Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 268 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением" // СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1501.

Как видим, в организации защиты прав детей, усыновленных иностранными гражданами, существует множество проблем, в разрешение которых согласно нашим исследованиям целесообразно:

  1. на законодательном уровне включить вопросы усыновления детей, лишенных родительского попечения, иностранными гражданами в сферу федеральной компетенции. Реализовать такую поправку возможно посредством создания федерального органа государственной власти по вопросам международного усыновления. Возложением на этот орган функций контроля и обмена информацией о зарубежной жизни усыновленных детей также создаются предпосылки для исполнения требований Конвенции ООН о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г., подписанной Президентом РФ в 2000 г., подготовка к ратификации которой проводится в настоящее время;
  2. нормативно конкретизировать формы участия и обязательства прокурора в судебном рассмотрении дел об усыновлении детей иностранными гражданами;
  3. возложить на консульские учреждения обязанность обследовать условия жизни детей, усыновленных иностранными гражданами и зарегистрированных на территории консульского округа. Законодательно предусмотреть необходимость правового урегулирования порядка исполнения этой обязанности. Параллельно следует принимать меры к развитию института прокурорского надзора над консульскими учреждениями.

А.Н. ЛЕВУШКИН, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Ульяновского государственного университета Защита прав ребенка в современной России является актуальной проблемой и порождена явным неблагополучием несовершеннолетних как в обществе, так и в семье. Рассматриваются некоторые не урегулированные семейным и иным законодательством вопросы, касающиеся защиты прав детей при усыновлении (удочерении). Анализируются проблемные вопросы теории и практики.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 347.61/64

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №6 2011 Страницы в журнале: 101-104

А.Н. ЛЕВУШКИН,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Ульяновского государственного университета

Защита прав ребенка в современной России является актуальной проблемой и порождена явным неблагополучием несовершеннолетних как в обществе, так и в семье. Рассматриваются некоторые не урегулированные семейным и иным законодательством вопросы, касающиеся защиты прав детей при усыновлении (удочерении). Анализируются проблемные вопросы теории и практики.

Ключевые слова: семья, ребенок, усыновление, защита прав ребенка, гарантии прав детей.

Protection of the rights of children at adoption (adoption) in the Russian Federation: theory and practice problems

Protection of the rights of the child in modern Russia is an actual problem and it is generated by obvious trouble of minors, both in a society, and in a family. Some are considered not settled by family and other legislation the questions, concerning protection of the rights of children at adoption (adoption). Problem questions of the theory and practice are analyzed.

Keywords: a family, the child, adoption, protection of the rights of the child, a guarantee of the rights of children.

Статья 56 СК РФ определяет, что ребенок имеет право на защиту. При этом под защитой понимается восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Защита прав ребенка как члена общества претворяется в жизнь с помощью различных отраслей права, в том числе и уголовного (глава 20 УК РФ). Ребенок имеет право на защиту не только своих прав, но и законных интересов.

Естественной средой обитания ребенка является семья. И одно из основных прав ребенка - право жить и воспитываться в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью.

Современная российская семья находится в глубоком кризисе, что не может не сказаться на ее отдельных институтах, в частности на институте усыновления.

На страницах периодической печати, в том числе официальной, все чаще публикуются статьи о случаях жестокого обращения приемных родителей с усыновленными детьми. И если раньше больше внимания уделялось трагедиям усыновленных детей в иностранных семьях, то сейчас журналисты бьют тревогу о положении детей в российских семьях.

Так, широкий резонанс получили драматические события, сложившиеся вокруг внешне благополучной семьи Агеевых, усыновившей двоих детей, но, по версии следствия, применявшей недозволительные методы воспитания. В отношении семьи Агеевых СМИ была нарушена тайна усыновления, а законом не допускается ее публичное раскрытие. Дети пострадали не только физически, но и морально. В этой ситуации вплоть до окончания следствия (главное - соблюсти его объективность, чему может помешать уже сложившееся негативное отношение к произошедшему) и признания Агеевых виновными или невиновными нельзя было разглашать тайну усыновления.

По мнению Г. Силласте, заведующего кафедрой социологии Финансовой академии при Правительстве РФ, наивно оправдывать жестокое обращение с детьми лишь тем, что люди просто стали более бессердечными. Главная причина насилия в отношении детей - резкое изменение социальных условий, в которых привычно находилась семья. Смена экономических реалий, уменьшение доходов населения привели к тому, что семья постоянно борется за свою жизнь. Выжить любым путем - главная цель. И ясно, что в такой ситуации ребенок для многих превратился в обузу. Произошла потеря социальной ценности детей.

Масштаб проблемы небрежного и жестокого обращения с детьми в нашей стране катастрофичен. Все усилия, направленные на повышение рождаемости, улучшение демографической ситуации, сведутся на нет, если не будут предприняты адекватные меры по сохранению психического и физического здоровья сегодняшних российских детей.

Об общем неблагополучном положении российских детей уже говорится на самом высоком официальном уровне.

Так, в Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год подчеркивается: государство не справляется со многими своими обязанностями по обеспечению ребенку того уровня жизни, который необходим ему для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Он отметил, что в федеральном законодательстве по-прежнему отсутствуют такие понятия, как «ребенок, нуждающийся в помощи государства», «социальный патронат неблагополучной семьи» и др. Уполномоченный по правам человека не ограничивается констатацией фактов: им же вносятся конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Для реализации этих рекомендаций омбудсмена в Государственной думе разрабатывается законопроект о минимальных стандартах для семьи, который входит в пакет документов, подготовленных в рамках концепции государственной семейной политики.

Защита прав усыновленных детей должна получить адекватный механизм реализации конкретных норм.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, содержащихся и обучающихся в государственных образовательных учреждениях, обеспечивается федеральными органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В Российской Федерации за последнее десятилетие принято немало нормативных правовых актов, регулирующих институт усыновления (как в целом, так и его отдельных аспектов), основой которого являются международные нормы и стандарты. Но по-прежнему нормативно-правовое регламентирование института усыновления не лишено недостатков.

Законодатель отдает себе отчет в том, что для решения проблем с детьми, оставшимися без попечения родителей, нужно руководствоваться в первую очередь нормами морали, согласно которым усыновление детей считается явлением позитивным, поскольку ребенок в этом случае становится полноправным членом семьи. Это получило закрепление в п. 1 ст. 124 СК РФ: усыновление - приоритетная форма устройства ребенка в семью.

Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Острота проблемы охраны прав несовершеннолетних детей требует укрепления гарантий их защиты на конституционном уровне. Поэтому ст. 17 Конституции РФ следует дополнить частью 4: «особое внимание государство уделяет защите прав ребенка». Такого рода положение, во-первых, подчеркнет приоритет интересов ребенка, во-вторых, послужит основой для расширения и углубления сферы действия отраслевого законодательства.

Также необходимо дополнить ст. 60 СК РФ нормой, предусматривающей право ребенка на компенсацию вреда, причиненного его здоровью, включая компенсацию морального вреда, если вред причинен его родителями, в дальнейшем лишенных родительских прав, или бывшими усыновителями, если в дальнейшем усыновление отменено.

При передаче на усыновление защита прав и законных интересов усыновляемого возлагается на усыновителя.

Совершенствование института усыновления должно происходить в трех направлениях.

1. Развитие института усыновления как основного вида определения судьбы ребенка. Как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации нужно стремиться к тому, чтобы усыновление стало действительно приоритетной формой устройства ребенка в семью. Но для этого нужны не только пропагандистские лозунги, но и реальные действия. Важно понимать, что нередко ребенок, подлежащий усыновлению, независимо от возраста, имеет серьезные проблемы со здоровьем, психикой, социальной адаптацией. Родители зачастую остаются один на один со своими проблемами, не знают, как воспитывать усыновленного ребенка, какие применять методы воспитания, и часто не понимают, что ребенок мог за какие-нибудь два года жизни пережить тяжелейшие психологические травмы, не говоря уже об усыновлении в более позднем возрасте.

Это ведет к еще одной социальной проблеме нашего общества, а именно вторичному социальному сиротству. Органы опеки и попечительства должны в этих случаях активно защищать интересы несовершеннолетних, запрещая в дальнейшем несостоявшимся усыновителям брать на воспитание приемных детей, а также по решению суда истребовать в пользу детского учреждения, куда будет помещен ребенок, либо в пользу опекуна или приемных родителей, которым он будет передан на воспитание, алименты, причем с каждого из несостоявшихся родителей.

Поэтому государство должно не только проводить контрольное обследование семьи, в которой был усыновлен ребенок, составлять отчет о состоянии здоровья ребенка, об обучении, о его эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье, но и создавать при органах опеки и попечительства специальные службы по работе с семьями, куда был определен ребенок, оставшийся без попечения родителей. За каждой семьей нужно закрепить специалиста, который должен оказывать помощь при возникновении сложных психологических, медицинских ситуаций, знать законодательную базу по вопросам усыновления. Обратим внимание еще на один аспект проблемы вторичного социального сиротства: нежелание самих усыновленных детей, особенно когда усыновление состоялось в более взрослом возрасте, привыкать к жизни в семье.

2. Повышение уровня материального благополучия семьи, которая усыновила ребенка. Безусловно, материальные стимулы со стороны государства могут послужить тому, что ребенок будет усыновлен, но корыстные мотивы при усыновлении должны отсутствовать. Для уравнивания в правах детей, оставшихся без попечения родителей, с детьми, которые являются родными в семьях, было принято постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал».

Также для повышения социальной защищенности усыновителей и в интересах их усыновленных детей было принято постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 719 «Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка». На уровне субъектов Российской Федерации единовременное пособие на усыновленного ребенка может быть выше, чем установлено федеральным законом.

3. Ужесточение требований к кандидатам, будущим усыновителями. В статье 127 СК РФ устанавливаются требования к лицам, имеющим право быть усыновителями. К перечню документов, необходимых для предоставления при усыновлении ребенка, следует добавить справку с места работы усыновителя о том, что трудовой договор с ним не был прекращен по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 336 ТК РФ.

Случаи жестокого обращения с усыновленными детьми вызваны тем, что, устраивая ребенка, органы опеки и попечительства больше внимания уделяют не моральной, психологической атмосфере будущей семьи, а ее материальному благополучию. Действительно, порой очень сложно решить, где будет лучше будущему усыновленному ребенку: в семье, где никогда не было детей или они умерли вследствие несчастного случая или болезни, но материально обеспеченной, или в многодетной, но проигрывающей в финансовом плане. Здесь органы опеки и попечительства должны руководствоваться мнением ребенка, если уже требуется разрешение его на усыновление, а также состоянием его здоровья и многими другими факторами, которые иногда лежат вне плоскости правового регулирования. Поэтому в п. 3 ст. 127 СК РФ законодатель ограничился формулировкой, что при наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения интересов усыновляемого ребенка. Охрана прав ребенка в современной России является актуальной проблемой и порождена явно неблагополучной ситуацией, сложившейся с защитой прав несовершеннолетних, как в обществе, так и в семье. Бесспорен факт, что семья потеряла свой авторитет, ослабли семейные устои, традиционно защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка.

В современной России нужно создать условия для нормального функционирования института семьи. Необходимо свести на нет нередкие жизненные ситуации, когда матери отказываются от своих детей еще в роддоме. В масштабах России, а не только отдельно взятого субъекта важно создать отлаженную систему выявления и учета социально неблагополучных семей, оказания помощи таким кризисным семьям, не доводя до критического момента, когда в целях защиты прав и интересов ребенка его кровных родителей лишают родительских прав и (или) ограничивают в родительских правах. Необходимо создать механизм социального сопровождения как кровных, так и замещающих семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, тем самым сводя к минимуму случаи устройства детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, отмены усыновления. Очень важно обеспечить каждому ребенку право жить и воспитываться в семье и каждому человеку право на семью.

Хотелось бы отметить, что одной из основных задач федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 № 172; далее - Программа) является постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Программе записано, что реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в учреждения на полное государственное обеспечение, увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семью, обеспечить эффективную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их интеграцию в общество. Предполагается увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 72% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Действующее семейное законодательство предусматривает возможность отмены усыновления в судебном порядке, но не устанавливает правил признания усыновления недействительным. Рассматривая основания к отмене усыновления ребенка, необходимо подчеркнуть, что отмена усыновления допускается СК РФ лишь тогда, когда усыновление перестает соответствовать интересам ребенка. Обстоятельства, вызывающие необходимость отмены усыновления в интересах ребенка, весьма разнообразны. Суд в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела, заключения органа опеки и попечительства и обязательно мнения ребенка будет принимать соответствующее решение по иску об отмене усыновления.

Законодателю предстоит напряженная работа по совершенствованию законодательства о защите прав усыновленных детей, но если общество будет продолжать равнодушно относиться к проблемам детей, считая, что не следует вмешиваться в жизнь семьи, даже если есть реальные факты подтверждения не только жестокого, но и попустительского отношения к воспитанию детей, законы не будут реализовываться на практике.

В заключение отметим, что мы затронули только самые общие, лежащие на поверхности проблемы защиты усыновленных детей в Российской Федерации.

Библиография

1 См.: Зайцева И.И. Жестокое обращение с детьми // Юридический мир. 2008. № 10.

2 См.: Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. 2009. № 4. С. 5.

3 См.: Саушина А.В. Основные тенденции законодательного совершенствования механизма правового регулирования по защите усыновленных детей в Российской Федерации // Право и образование. 2009. № 7. С. 86.

4 См.: Силласте Г. Дети потеряли социальную ценность // www.izvestia.ru/perm/article3122170

5 См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год // Российская газета. 2009. 17 апр.

6 Абрамова С.А. Гарантии соблюдения прав несовершеннолетних при международном усыновлении // Черные дыры в российском законодательстве. 2008. № 4. С. 79.

7 См.: Звенигородская Н.Ф. Социальное сиротство: причины и следствия // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 1. С. 12.

8 См.: Шершень Т.В. О праве на семью и принципе приоритета семейного воспитания детей // Семейное и жилищное право. 2010. № 2. С. 9.

9 См.: Саушина А.В. Указ. ст. С. 90.

Поделитесь статьей с коллегами:


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!